Нанотехнологии стартуют в Грозном

Опубликовано 17.03.2015
  |   просмотров - 5754,   комментариев - 1
Нанотехнологии стартуют в Грозном

В советские годы на территории Чечено-Ингушской АССР располагалось почти 200 промышленных предприятий, а Грозный был одним из важнейших промышленных и научных центров Северного Кавказа. В наши дни запущен процесс возвращения Чечне славы самого процветающего региона Северного Кавказа, одним из элементов которого является восстановление былой промышленной мощи Чеченской республики. В числе проектов возрождения чеченской промышленности – запуск на базе ОАО «Чеченнефтехимпром» производства литий-ионных аккумуляторов и выпуск на их основе источников бесперебойного питания, накопителей электроэнергии большой мощности и батарей для электромобилей. О направлениях и планах работы компании корреспонденту журнала «Бюджет.Ru» Ольге Изутовой рассказал генеральный директор ОАО «Чеченнефтехимпром» Хожбауди Хамзатович Альвиев.

Ольга Изутова: Хожбауди Хамзатович, в условиях расширения специализации действующих предприятий и локализации производств, в каком направлении будет развиваться ОАО «Чеченнефтехимпром»?

Хожбауди Альвиев: Наша компания приняла стратегию долгосрочного развития в области энергоэффективного машиностроения, а именно: производство литий-ионных аккумуляторов и выпуск на их основе источников бесперебойного питания, накопителей электроэнергии большой мощности и батарей для электромобилей. Это очень перспективное направление, поскольку в России производство ЛИА находится еще в начальной стадии развития. ОАО «Чеченнефтехимпром» планирует построить в Грозном завод литий-ионных аккумуляторов мощностью 125 МВт*ч в год и провело переговоры с компанией «Кокам» из Республики Корея по поставке современных технологий и оборудования для нашего завода. В декабре 2014 года делегация компании «Кокам» во главе с председателем правления компании посетила Грозный для участия в закладке капсулы в честь ознаменования начала строительства завода. Здесь же, в Грозном, мы подписали с «Кокам» контракт о поставке в 2016 году оборудования для нового завода.

Ольга Изутова: Расскажите, пожалуйста, поподробнее о продукции, которая будет выпускаться на новом заводе. Когда планируете запустить производство?

Хожбауди Альвиев: На заводе будут производиться литий-ионные аккумуляторы двух видов. Во-первых, классические, с катодом из литированных тройных оксидов емкостью до 240 А*ч. Предназначены они прежде всего для источников бесперебойного питания, батарей для гибридных автомобилей, батарей для электровелосипедов, электрических инвалидных колясок и так далее. Второй вид аккумуляторов — с применением нанотитаната лития на отрицательном электроде емкостью до 65 А*ч. Из них будут собираться батареи для накопителей электрической энергии большой мощности (1-10 МВт), а также батареи для электромобилей. Уникальность таких аккумуляторов в том, что они могут полностью заряжаться за 10 минут, выдерживают 20 тысяч циклов заряда-разряда и могут заряжаться даже при температуре минус 30-35 градусов.

Основной же продукцией завода будут системы сохранения электроэнергии (Energy Storage System — ESS), или, как их называют в нашей стране, источники бесперебойного питания. Планируем выпускать ESS энергоемкостью от 14 до 36 кВт*ч на напряжение 220 В или 380 В. Эти устройства имеют выходную мощность 5-25 кВт. При работе таких ESS аккумуляторные батареи постоянно включены в электрическую цепь и обеспечивают стабильное напряжение на выходе независимо от его колебаний во внешней сети. При отключении внешнего питания за счет энергии батарей потребитель получает напряжение 220 В или 380 В в течение нескольких часов, а при переходе на питание от батарей не происходит кратковременного отключения энергии.

Такие ESS незаменимы для систем автоматизации производственных процессов, где кратковременное отключение энергии приводит к сбою программы или отключению системы, в операционных и реанимационных отделениях больниц, в крупных центрах обработки данных, серверных федеральных служб и других. Перспективно применение ESS для питания высокоточных прецизионных станков с ЧПУ, где колебания напряжения значительно сказываются на точности хода электропривода, а наши системы выдают стабильное напряжение.

В нашей стране источники бесперебойного питания производятся со свинцово-кислотными батареями и при отключении внешнего питания обеспечивают напряжение в течение 10-30 минут. При работе таких устройств напряжение не стабилизируется при его колебаниях во внешней сети, а при переходе на питание от батарей происходит кратковременное (до 20 миллисекунд) отключение энергии. Кроме того, для размещения таких батарей требуются отдельные помещения, так как при их работе выделяется взрывоопасный водород и температура в помещении должна быть не ниже минус 5 градусов. В этом плане литий-ионные батареи абсолютно безопасны, и поэтому отдельные помещения для монтажа ESS не требуются.

Также мы планируем организовать производство нанотитаната лития для собственных нужд. Это очень сложная запатентованная нанотехнология, позволяющая синтезировать наноразмерные порошки (до 30-40 нанометров) с высокими электрохимическими показателями. Ни в России, ни в Западной Европе такого производства нет! В настоящее время завершается разработка проекта цеха по производству нанотитаната лития.

Что касается сроков, то строительство завода начнется в 2016 году, а к 2019-2020 годам планируем выйти на проектную мощность.

Ольга Изутова: Согласитесь, такое современное производство требует хорошей кооперации с производителями электротехнической и химической продукции. Как вы будете решать этот вопрос?

Хожбауди Альвиев: Впереди у нас огромная работа по организации импортозамещения: ведь большинство материалов и устройств, используемых в производстве литий-ионных аккумуляторов и источников бесперебойного питания, в нашей стране не производится. Одним из основных узлов ESS является двусторонний инвертор различной мощности. Мы готовим предложения для российских заводов электронной промышленности об организации выпуска таких инверторов по программе импортозамещения. Уже сейчас на одном из уральских предприятий готовится производство наноразмерной двуокиси титана специально для нашего завода, которое будет введено в 2017 году. Не могу не отметить, что строительство нашего завода будет способствовать созданию дополнительных производств и более двух тысяч рабочих мест в смежных отраслях по России.

Ольга Изутова: Как вы решаете вопрос по подготовке кадров для нового высокотехнологичного производства?

Хожбауди Альвиев: Для нового завода нужны специалисты в области производства химических источников тока, в области электротехнического машиностроения, конструкторы, а также специалисты в области порошковой металлургии редких металлов, поскольку производство литий-ионных аккумуляторов — многопрофильное. Планируемая численность работающих на новом заводе — около 800 человек. Мы планируем направлять молодых людей из Чеченской Республики на целевое обучение в Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина, Московский энергетический институт, Московский институт стали и сплавов и другие профильные вузы. Оплачивать учебу будет наше предприятие. Также мы рассчитываем, что студенты в процессе обучения пройдут практику по получаемым специальностям в научно-исследовательских институтах и на действующих заводах.

Ольга Изутова: Какие еще инвестиционные проекты ОАО «Чеченнефтехимпром» планирует реализовать в обозримом будущем?

Хожбауди Альвиев: В конце 2015 года мы планируем запустить производство источников бесперебойного питания общей мощностью 30 МВт*ч в год. На этом производстве будем собирать аккумуляторные батареи из литий-ионных аккумуляторов, которые планируем закупать у корейской компании «Кокам», и на их основе выпускать источники бесперебойного питания мощностью 14 и 18 кВт*ч с использованием комплектующих, производимых в России и Республике Корея. Это позволит нам не только освоить новое производство, но и до окончания строительства завода подготовить кадры и освоить рынок сбыта. Наша компания готовит материалы для участия в проектах строительства в России солнечных станций с применением наших накопителей электрической энергии. Кроме того, у нас есть проект специальных источников бесперебойного питания для применения на солнечных станциях, монтируемых в условиях вечной мерзлоты на Крайнем Севере. В России пока нет источников бесперебойного питания, которые могут работать при температуре минус 40 градусов и ниже, что сдерживает развитие солнечной энергетики на Крайнем Севере.

Бюджет.Ru, февраль 2015 г.


Комментарии:

Цитировать Имя
Станислав Ордин, 18.03.2015 02:52:28
Дорогой Хожбауди,

Во-первых, я рад Вашей доброй весточке, т.к. на Северном Кавказе я провёл детство и в нашем дружном классе были ребята семи национальностей. И в связи с тем, что Ваше предприятие успешно работает, видимо, былую дружбу народов Вам удалось восстановить у себя в республике, и не только - судя по публикации на сайте НОР. Рад за Вас.
Меня также порадовало и то, что Ваше нефтехимическое предприятие поддерживает и те разработки, которые лишь косвенно сопряжены с нефтью, не в пример другим. Лично мой опыт общения, в частности, с питерской нефтяной компанией «Созвездие» (возглавлял её тогда Хильченко) говорит, что их интересы лишь в узкой сфере: буровое и прочее оборудование, связанное с добычей и транспортировкой нефти.
Ваши же контракты с корейской фирмой меня и радуют и огорчают. Конечно, это хорошо, что востребованную продукцию – бесперебойники, которые прямо не связаны с Вашим основным производством, вы будете выпускать – нефтедоллары будут потрачены не только на развлечения, но и на ваше дополнительное производство. И хорошо, что Вы будете выпускать их качественные, на базе корейских комплектующих, которые зарекомендовали себя как имеющие максимальный коэффициент качество/цена. Но я участвовал ранее в разработках для российских технологических линий, где необходимые Вам комплектующие делали даже более качественные, чем зарубежные аналоги (правда, для оборонки). Конечно теперь, когда многие предприятия практически разрушены (цех, в частности, для изготовления танталовых, ниобиевых и прочих конденсаторов сверхвысокой ёмкости на «Гириконде» был переоборудован в коптильню для рыбы) говорить о низкой стоимости (восстановленного) производства у них сразу не приходится. Но подключение таких «остатков» российских технологий к вашему корейскому проекту может оказаться полезно и для Вас и для корейцев. Ведь параметры и корейских батарей пока не достаточны, для прямой, энергетической конкуренции с двигателем внутреннего сгорания. Выигрыши у них пока лишь косвенные. А, я думаю, можно превзойти корейские элементы по основному параметру. А на эффективных элементах вы могли бы выпускать не просто бесперебойники, а качественно новые бесперебойные блоки питания для компьютеров и новые системные блоки компьютеров (с такими блоками питания). А электроавто на более эффективных аккумуляторах может стать вне конкуренции.
Да и в общем плане, надеюсь, Вы понимаете, выбираться из той де-индустриальной трясины, в которой оказалась Россия, надо вместе. Начальник научно-инвестиционного отдела уже отмеченного мною «Созвездия» такого понимания не имел, обосновав это фразой: «А ничего в России хорошего не будет сделано» (за что и поплатился должностью). Вы, надеюсь, так не думаете.

И последнее. В тексте, по-моему, есть технические неточности.

С уважением,
Станислав.