Специальные операции и технологическая модернизация России

Опубликовано 12.04.2016
  |   просмотров - 3585,   комментариев - 0
Специальные операции и технологическая модернизация России

В феврале 2016 года в Германии вышла специфическая книга: Бобылов Юрий. Специальные операции и технологическая модернизация России // LAP LAMBERT AcademicPublishing, 2016, 684 с. Научность этой работы, определяется высокой компетенцией автора и самим содержанием, а не местом издания книги. Здесь автор не разделяет полуофициальную «критическую позицию» к этому издательству со стороны ВАК.

Глубоко символичен эпиграф к книге: «Нам приходится вас обманывать, чтобы сохранить Ваше доверие» (Мечислав Шарган).

Однако речь не о тайном обмане автором потенциальных читателей, а о самой ментальности современного интеллектуального шпиона, действующего в интересах государственного или корпоративного бизнеса.

Вначале монографии есть ключевая цитата от Джоржа Блейка, бывшего офицера английской разведки, по собственным убеждениям перешедшего на сторону советской разведки: «Когда выбираешь профессию разведчика, надо быть готовым ко лжи и обману, а если у кого-то есть сомнения на этот счет, то стоит подыскать другую работу. Потом в игру вступает другой важный психологический фактор. Офицеру разведки, любому разведчику по характеру своей работы приходится делать то, что в обыденной жизни  приводит к столкновению с законом. Иногда приходится вскрывать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры, искать компроматы,…шантажировать. Все время приходится развращать людей, разными способами склонять их к нарушению закона и нелояльности по отношению к собственной стране и правительству поступкам» (По данным ВИКИпедии на 7 января 2016 г., Джордж Блейк (англ. George Blake, имя при рождении  George Behar, как сотрудник ИМЭМО  Георгий Иванович Бехтер; род. 11 ноября 1922, Роттердам). После разоблачения приговорён в Великобритании к 42 годам тюремного заключения. Имел воинское звание «полковник» КГБ СССР).

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Матвеев В.В., председатель редакционного совета журнала «Национальная безопасность и стратегическое планирование», д.т.н., к.э.н., проф., действительный член Академии военных наук, ПАНИ, АГП, почетный работник высшего профессионального образования;

Юданов А.Ю., д.э.н., проф. кафедры «Экономическая теория»  ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Часть изданной монографии основана на фрагментах статей особой направленности, опубликованных Ю. А. Бобыловым с 1999 по 2016 гг. Их тематика: управление оборонным комплексом, оборонная научная политика, идеология секретности на основе ФЗ «О государственной тайне», реформирование внешней разведки России, тайная диверсионная биологическая война в современном мире, мировая торгово-промышленная политика и др.

Что-то из статей автора за 2011-2015 годы  было перепечатано и на сайте НОР было перепечатано и на сайте НОР.

В обращении к читателю монографии автором выражена особая личная благодарность главным редакторам журналов, взявшим на себя ответственность и труд по подготовке статей к публикации. Это –  Юнак В. В. («Мир и безопасность»);  Лупаина О. В. («Национальная безопасность и геополитика России»); Коротченко И. Ю. («Военно-промышленный курьер» и «Национальная оборона»); Двойников О. В. («Атомная стратегия»). 

Но часть изложенного материала публикуется впервые. Это относится, например, к  трактовке сущности начавшейся с середины 2014 года открытой экономической войны США и их военных союзников против «агрессивной» современной России.

В военной литературе под войной подразумевается вооруженный конфликт между странами, вызванный борьбой за доминирование в каком-либо регионе или секторе экономики и связанный с существенными материальными и человеческими потерями у противника. В войне не уместны запретительные или ограничительные международные нормы, и допускается применение любых видов военной техники, в том числе оружия массового поражения. 

Экономические войны – это составная новая часть силовых войн, где в боях используются «особые разрушительные технологии»: теоретические концепции (вспомним основы приватизации государственной собственности России и др.), псевдоноваторские реформы, децентрализация управления, новые системы профессионального образования, особые регулирующие механизмы в интересах международного сотрудничества и др., в итоге применения которых происходит деградация технологической базы и неспособность производить качественные конкурентоспособные товары и услуги. 

Пожалуй, противник России вряд ли имеет свою детализированную теорию экономической войны в современном мире. Но осуществляемые экономические удары США по России имеют целью в настоящее время: резко снизить валютные доходы нашей страны, затормозить развитие нефтегазовой промышленности, ввести запреты на иностранные кредитование деятельности крупного и среднего бизнеса, ограничить доступ России к новейшим технологиям США, Евросоюза, Японии и ряда других развитых стран, подорвать выполнение важных оборонных федеральных программ и проектов, вызвать массовые оппозиционные протесты для смены власти и др.

С сожалением следует признать, что после 2000 года российская власть совершила несколько крупных ошибок в стратегии развития страны. Одна из них длительный низкий уровень финансирования сферы НИОКР, отбросивший инновационный потенциал России в гражданской сфере в число слаборазвитых стран Африки и Азии. Показательно, что к началу 2016 года затраты на НИОКР по отношению в ВВП страны в России оказались ниже в 2 раза, чем в уверенно растущем Китае. По отношению к ряду высокоразвитых стран мира (Япония, Республика Корея, США, Финляндия, Израиль и др.) такие затраты России с 2000 года стабильно ниже в 2,5-3 раза. Тревожные деструктивные процессы наблюдаются в электронной, атомной, авиационной промышленности России. 

В сущности, мир российской экономики и финансов с 2014 года в управленческом аспекте  перешел в новое качество – не столько «экономически кризисное», сколько «военно-экономическое». Нарастающие разрушительные процессы  негативно отражаются на модернизации потенциала ВПК России. Такой переход в новое опасное качество еще не осознали теоретики российской рыночной экономической теории из Института Гайдара РАН и НИУ «ВШЭ». Хуже, что перестройка экономического и управленческого мышления почти не коснулась руководства Правительства РФ, Минфина, Минэкономразвития и ЦБ России. Там еще живут в оптимистическом антикризисном 2006 году с надеждами на «экономические прорывы» от вступления в ВТО и инициативами по «открытию экономики и промышленности России дружественному внешнему миру США и Евросоюза».

Читателю предлагается для осмысления редкая тематика с погружением в проблемы, о которых порой можно устно говорить в своих кругах, но не совсем этично писать в публикациях для открытой печати. Но здесь границы «этичности», «дозволенности» и «правомерности» очень размыты и не явны. Можно так, а можно и иначе. Однако где-то рядом, как бы «нельзя». 

В книге много о научном шпионаже и тайных специальных операциях для масштабного наукоемкого бизнеса. Для психологов и политологов книга интересна в этическом отношении. Эта тайная деятельность вне норм национального права. При этом автор трактует успешный «промышленный бизнес» как «деловой шпионаж» и «конкурентную войну». Отдельные главы книги удивляют новизной рекомендаций. Например, рекомендуется учить студентов ведущих вузов России «технологиям внешней разведки».

В процессе оценки качества таких авторских публикаций, их актуальности, новизны и практической значимости, Ю. А. Бобылов порой обращался с личными вопросами к опытным сотрудникам КГБ, ФСБ, СВР и ГРУ. Половина из них с опытом зарубежной деятельности говорили: «Вы правы! Я разделяю Вашу точку зрения!». Другая часть не соглашалась с авторскими выводами и рекомендациями, указывая на иные возможные решения имеющихся проблем. Так, бюджетные трудности и нехватка финансовых средств в 2000 году не позволяла иметь несколько конкурирующих разведывательных служб в России, как это есть, например, в США.

Изданная объемная монография отчасти касается деликатных проблем власти и экономики России и носит спорный неоднозначный характер. Однако кто сегодня в российской политике знает «куда» и «как» вести слабеющую державу. При этом прикладная ведомственная науки, например, в Минэкономразвития и Минфине, также распадается на ряд конкурирующих и противоборствующих научных школ.

Вполне соответствует сложному духу времени и нынешней политической ситуации в нашей стране критическая оценка промежуточной версии монографии Е. С. Лариной, члена Изборского клуба и эрудированного руководителя сайта структуры МВД России, работающей по тематике информационных войн и конкурентной разведки. 

Содержание её письма автору: 

«Уважаемый Юрий Александрович! Директор издательства и рецензенты находятся в принципиально разных ситуациях. Один отвечает за все, вторые, по большому счету, - ни за что. В сегодняшних условиях издательства боятся всего, что может создать им проблемы с соответствующими структурами. В той редакции, которую видела я, такие проблемы, безусловно, могут возникнуть. В ситуации, когда нас и так отовсюду гонят, рекомендации обучать всех, в т.ч. гражданских специалистов, не вообще корпоративной научно-технической разведке, а, по сути, промышленному шпионажу, выглядят крайне неуместными. Если Вы оставите в книге все как есть, но поменяете терминологию, заменив «промышленный шпионаж» на «корпоративную научно-техническую разведку», и объясните, что последняя включает в себя не только разведку по открытым источникам, но и навыки работы на конференциях и т. п., то все это вполне в рамках законодательства и государственной политики. Если же Вы будете настаивать на «промышленном шпионаже», то, по моему мнению, книга не будет напечатана вообще. 

С уважением, Ларина Елена". (14 ноября 2015 г.)».

Пожалуй,  Елена Сергеевна не совсем права, поскольку поток шпионской литературы на российском книжном рынке весьма велик. Переводится и издается иностранная шпионская литература (включая авторов, близких и к ЦРУ США).

В те ноябрьские дни ряд издательств Москвы  (пример, «Флинта» с опытом издания политологической литературы для высшей школы)  уклонились от сотрудничества с автором. Все это заставило особенно ответственно редактировать книгу на финише для передачи в германское научное издательство.  

В монографии 5  крупных разделов: 

1) Инновации в современной мировой конкурентной экономике; 

2) Новые задачи стратегического планирования и промышленной политики России; 

3) Особенности использования секретных управленческих  технологий в работе государства и крупных частных компаний; 

4) Миссии специальных операций для технологического рывка России; 

5) История научно-технической разведки и специальных операций  СССР и России.

Есть пространные «Введение», «Послесловие» и «Список литературы» (155 наименований).

Очевидно, в ближайшие годы в преодолении глубокого финансового, экономического и промышленного кризиса российской власти не поможет «всемогущий рынок» и «либеральная экономическая мысль», к чему активно призывают ученые, например, из НИУ «Высшая школа экономики». Экономическая ситуация и торгово-промышленная политика «открытости России развитому миру» резко изменилась. Иной вопрос, компетентна ли и еще дееспособна данная система власти и часть ее управленческого аппарата быстро поставить и эффективно решить новые задачи промышленного развития страны. Например, решить их при отказе крупных банков и крупных наукоемких корпораций США, Европы и ряда стран АТР инвестировать в экономику России. Ситуация в этой финансовой сфере ухудшается с каждым месяцем.

В этой связи в монографии ставится ряд новых особых задач перед работниками ФСБ и СВР, а также федеральных министерств и ведомств, например, Минфина, Минпромторга, Минобрнауки и др.

По мнению автора, новые возможности открываются в рамках «специальных промышленных проектов» (СПП). Такие немногие «СПП» гражданской направленности возможно быстро и масштабно осуществить лишь вне консервативной российской экономики и под особым мобилизационным управлением новой организационной структуры, подчиненной лично Президенту РФ и его Администрации. Такую новую организационную структуру можно назвать «Управление специальных промышленных проектов». Очевидно, в этой весьма секретной деятельности полезно ограничить и нормы действующего «Гражданского кодекса Российской Федерации» и использовать иные особые «новшества». Участия специалистов Минобороны России в этом тайном проекте автор не видит. Речь идет о новых технологиях ведения мировых экономических войн без применения новейшей военной техники (ракетных комплексов, танков, авианосцев, АПЛ и др.).

Также в условиях объявленной США с середины 2014 года информационной и экономической войны против России в стране потребуются новые «военно-экономические» организационные структуры управления в Минфине, Центральном Банке, Минпромторге, Минэкономразвития и др., а также в крупных российских компаниях. При реализации крупных стратегических проектов такие управленческие структуры должны интегрироваться со службами внешней разведки и контрразведки (СВР, ФСБ).

В пятом разделе монографии две главы отведены описанию результативной деятельности Л. П. Берия по созданию в СССР первой атомной бомбы и далее целостной атомной промышленности страны. Здесь автор призывает к переосмыслению методов тайной реализации ряда крупных военно-промышленных проектов в системе  НКВД. Очевидно, ныне можно обойтись без массовых репрессий организаторов производства, ученых и инженеров.

Это в теоретическом плане для управленческой практики России очень ново.

Понятно, что всегда «спецоперации» носят редкий, временный или исключительный характер. И очевидно, что не бывает больших и малых войн без тайных диверсий и иных специальных операций. 

Здесь следует понимать тенденции трансформации войны для будущего мира. Мартин ван Кревельд в своей книге «Трансформация войны» отметил: «По мере того как традиционные формы вооруженных конфликтов уходят в прошлое, появляются совершенно новые, которые готовы прийти им на смену. Уже сегодня военная мощь, развернутая основными индустриально развитыми обществами, как Запада, так и Востока, едва ли адекватна стоящим перед ними задачам; иными словами, нынешняя оборона – это скорее иллюзия силы, чем реальное средство к решению проблем. Если эти общества не проявят готовности привести стратегическую теорию в соответствие с практикой нынешней стремительно меняющейся действительности, впредь они, вероятно, будут вообще неспособны прибегать к организованному применению силы, задействуя в этом массы» (Кревельд, Мартин ванн. Трансформация войны; пер. с англ., 2-е изд. // М.: ИРИСЭН, Социум, 2015, с. 17-18). 

Многообразные технологии ведения современной войны, которые являются задачей военных министерств во всем мире, приобретают более объемный и секретный характер, требуя особых новых функции национальных спецслужб и их технического переоснащения.

Монографию Ю.А. Бобылова надо внимательно читать и осмысливать.

Цена книги – 64,9 ЕВРО. 

Один из первых авторских экземпляров был подарен автором Академии СВР России, еще один – Академии ФСБ. Конечно, важный подарок от автора получила наша РГБ («Ленинка»). Издание занесено в Книгу даров библиотеки и включено в действующий фонд под регистрационным номером И2042-16 (т.е. иностранное комплектование). Также книгу получили научные библиотеки МГУ и ВШЭ. 

В силу высокой для России цены книга рекомендуется прежде всего для библиотек университетов, научных организаций, корпораций и государственной власти. Для покупки книги следует найти в системах ЯНДЕКС и GOOGLE  наименование книги «Специальные операции и технологическая модернизация России».


Комментарии:

Пока комментариев нет. Станьте первым!