С передовой в Гарварде: борьба с нападкам Трампа на науку

03.06.2025

Администрация Трампа начала беспрецедентную атаку на науку, нацелившись на исследовательскую деятельность во многих ведущих университетах. Я был на передовой в Гарварде, когда упали первые ракеты. Как директор-основатель Института Висса, я получил приказ о приостановке работы по трём государственным контрактам в течение пяти часов после того, как Гарвард отклонил беспрецедентные требования администрации об идеологическом контроле над университетом 14 апреля. Я являюсь главным исследователем по двум контрактам Управления перспективных биомедицинских исследований и разработок (BARDA) на общую сумму почти 20 миллионов долларов, которые были приостановлены. Один из проектов был направлен на использование технологии чипов с человеческими органами для разработки новых препаратов для защиты от радиации. В рамках другого проекта мы намеревались использовать эти чипы для изучения влияния микрогравитации, покрывая их клетками астронавтов, участвующих в предстоящей лунной миссии ARTEMIS II, и отправляя чипы в полёт вместе с ними. Дэвид Уолт, недавно получивший Национальную медаль за технологии и инновации от президента Байдена, является главным исследователем по третьему контракту с Национальным институтом здравоохранения, который также был приостановлен на полпути. Он разрабатывал новаторский подход к выявлению болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных заболеваний с помощью всего лишь капли крови. Теперь эта потенциально революционная технология не получит дальнейшего развития, что станет серьёзной потерей для пациентов и их семей.

Этот первоначальный ущерб был значительным, но в последующие недели мы в Гарварде неоднократно подвергались нападкам. Две недели назад Национальные институты здравоохранения, Национальный научный фонд, Министерство обороны и другие государственные финансирующие организации прекратили выдачу грантов Гарварду. На этой неделе Администрация общих служб США уведомила университеты о том, что все государственные контракты с Гарвардом будут немедленно расторгнуты. Эта волна нападок привела к прекращению исследований механизмов заболеваний, резкой отмене текущих клинических исследований, компрометации хранилищ клинических данных и потенциально бессмысленной эвтаназии множества приматов. Эти действия сопровождались предложениями сократить возмещение косвенных расходов до 15 процентов, что покроет лишь малую часть расходов на ведение научной деятельности сегодня, и облагать налогом пожертвования университетов в размере 21 процента.

Нападение Трампа на науку было похоже на блицкриг — молниеносную войну, отличающуюся скоростью, неожиданностью и концентрированной огневой мощью, — и потери были велики. Недавно администрация лишила Гарвард возможности принимать иностранных студентов. Подвергать учёных, посвятивших свою жизнь помощи другим людям и изучающих науку в Гарварде, такой психологической жестокости только потому, что они родом из других стран, — это ужасно. Сегодня они усердно работают в лаборатории, а завтра их охватывает страх, что их насильно выселят из домов и они потеряют средства к существованию. Судья вмешался, чтобы временно приостановить беспорядки, но теперь перед этими исследователями стоит мучительный выбор: изменить свою карьеру и пойти совершенно новым путём или навсегда покинуть страну. В любом случае наука в Америке отстанет на целое поколение.

И в чём причина этой полномасштабной войны с Гарвардом? Послание правительства нам было ясным: наши учёные и инженеры находятся в заложниках, потому что Гарвард отказывается избавить университет от антисемитизма. Но действительно ли Гарвард активно поощряет антисемитизм и активно отказывается решать эти проблемы? Что ж, давайте посмотрим на данные. Сразу после того, как Израиль ответил военными действиями на нападение ХАМАС в октябре 2023 года, некоторые студенты Гарварда совершили ряд возмутительных антисемитских действий. В результате в январе 2024 года был подан иск, за которым последовала отставка президента Гарварда Клодин Гей. Алан Гарбер, официально назначенный президентом в прошлом году, внёс множество изменений, чтобы искоренить антисемитизм в университете. Это включает в себя ужесточение правил, регулирующих протесты и дисциплинарные меры, сотрудничество со школами Гарварда по приостановке программ, которые были обвинены в предвзятости, принятие мер для поддержки чувства принадлежности у еврейских студентов и создание механизмов для анонимного сообщения о случаях предвзятости. Политика Гарварда теперь чётко запрещает преследование сионистов. Университет Преподаватели и студенты, не соблюдавшие эти новые правила, получили выговор, и Гарбер заявил, что намерен со временем сделать больше для решения этой проблемы. Еврейские студенты Гарварда теперь говорят, что они больше не чувствуют антисемитизма в своей повседневной жизни и что их больше беспокоит то, как нападки Трампа на университеты повлияют на их будущее.

Реальность такова, что научные исследования и разработка новых методов диагностики и лечения не имеют ничего общего с антисемитизмом. Сначала я думал, что мы, учёные, просто невинные наблюдатели, а правительство использует контроль над финансированием исследований как стратегический инструмент для подавления инакомыслия — того, что студенты высказывали в кампусах с момента основания университетов. Хотя это и правда, теперь я также считаю, что целью администрации является сама истина.

Учёных, скорее всего, воспринимают как врагов, потому что мы поддерживаем критическое мышление и принятие решений на основе фактических данных. Наблюдая за тем, как Министерство здравоохранения и социальных служб увольняет научных экспертов и предлагает назначить всех директоров институтов и центров Национального института здравоохранения, которые контролируют выдачу грантов, политиками, мы видим, как на наших глазах рушится способность науки улучшать жизнь людей и защищать здоровье нашей планеты. Из этого анализа и подробных требований о контроле над деятельностью университета, изложенных в письме администрации Трампа в Гарвард, которое спровоцировало эту войну, становится ясно, что всё дело в идеологическом контроле и конце академической свободы. Как заявила министр внутренней безопасности Кристи Ноэм в эфире Fox News, «это должно стать предупреждением для всех университетов, чтобы они взяли себя в руки.» И если Гарвард падёт, все университеты потеряют свою независимость.

Беспомощны ли мы или можем что-то сделать, чтобы предотвратить это свободное падение? Во-первых, каждый учёный, чьи исследования могут улучшить результаты лечения конкретного заболевания или расстройства, должен обратиться к защитникам прав пациентов в своей области и попросить их о помощи. Если пациенты будут достаточно громко кричать, их услышат. Нам также нужно обратиться к руководителям фармацевтических и биотехнологических компаний, у которых не будет продуктов и будущего, если американская наука окажется на обочине. Они тоже должны выступить в защиту многолетнего партнёрства между правительством и университетами, которое сделало американскую науку локомотивом и высшим примером успеха, которым она является сегодня. Нам, учёным, нужно поговорить с прессой и объяснить, почему наша работа важна для здоровья мужей и жён, братьев и сестёр, детей и внуков каждого из нас.

Но для тех, кто не может оценить науку сам по себе, расскажите им, что экономика будет развиваться черепашьими темпами, если Америка не продолжит внедрять инновации и разрабатывать прорывные технологии. Объясните, что эти технологии никогда не появятся без активных университетов и исследовательских больниц, которые проводят эти новаторские исследования, невозможные без государственной поддержки. Сообщите им, что предложенное Трампом сокращение финансирования Национального института здравоохранения и Национального научного фонда будет стоить экономике США 10 миллиардов долларов в год. Это сокращение финансирования науки приведёт к тому, что валовой внутренний продукт (ВВП) нашей страны сократится примерно на четыре процента, что ударит по карману среднестатистического налогоплательщика и приведёт к потере примерно 10 000 долларов на каждого.

Это правительство совершает аналогичные нападки на все части нашего общества: то вводит пошлины, то отменяет политику в области изменения климата, то строит ядерные реакторы на государственных землях, то прекращает финансирование искусства. И это лишь несколько примеров. Поскольку они атакуют сразу по многим направлениям, каждому приходится сосредоточиться на защите своей территории. Таким образом, наше выживание как работающих учёных зависит от нас самих. Делайте всё возможное, чтобы ваш голос был услышан, и наши действия умножат наши усилия; это наша единственная надежда.

Источник: TheScientist


Комментарии:

Пока комментариев нет. Станьте первым!