В те славные, но недобрые времена, когда еще не было на Земле людей и Жизнью земных обитателей, управляла Природа, по лесам и долинам бродили свободные стаи и стада различных животных. Одни ели траву, а другие ели их. Была гармония, основанная на пищевом равновесии. Всеми руководил первобытный животный страх и стремление к продолжению своего вида. Большинство видов живых существ жили группами, что позволяло им успешно противостоять существующим опасностям. Изменяющаяся среда обитания и риск быть съеденным, подстегивали процесс эволюции. Хищники совершенствовали свой организм для охоты, травоядные – свои способы защиты от них.
Пришло время и среди приматов, появился человек. Во всем разнообразии животного мира приматы, к которым относится и человек, адаптировались для жизни на деревьях. Здесь для них был и стол, и кров. Постепенно крупные приматы стали проигрывать более мелким в борьбе за пищу. Не слишком подвижные и менее ловкие, чем мелкие приматы, они не успевали за ними в поглощении плодов. Недостаток в пище крупные приматы стали компенсировать, спускаясь на землю, дополняя тем самым свой рацион.
Сегодня к таким приматам относятся павианы, гамадрилы и прочие тому подобные, которые оказались тупиковыми группами в своем интеллектуальном развитии из-за удовлетворяющих их условий жизни в окружающей природе. Другие приматы, оказавшиеся в новых условиях жизни на земле, столкнулись с новыми опасностями. Им противостояли крупные хищники, против которых у них не было защиты. Поиски этой защиты в сложившихся условиях, подстегнули развитие интеллекта. Первоначально стали использоваться пещеры, а в дальнейшем эти приматы научились строить примитивное жилье. Это уже был первобытный человек.
Структурная организация в стаях оставалась прежней. Ею правил вожак - самый сильный и умный член стаи. К этому времени подобную стаю уже можно назвать племенем, а вожака - вождем. По мере роста интеллекта у представителей этого племени, сменяющиеся вожди стали понимать, насколько будет хуже лично их жизнь, когда появится более сильный, более умный представитель этого племени и заменит их.
Во время нападения хищных зверей или другого племени, были большие потери среди членов данного племени из-за непрофессионализма в сражении. Это вынуждало вождя создавать из самых сильных мужчин племени подготовленных к сражениям воинов, которые не участвовали в общей трудовой деятельности, а готовились к будущим схваткам и несли караульную службу. Создавалась армия, которая несла не только службу по защите племени, но и защите жизни вождя. При этом время пребывания вождя у власти зависело уже не от его лично силы и ума, а лишь от преданности его военного окружения. В дальнейшем, опираясь на армию, вождь смог передавать свою власть по наследству вне зависимости от того, что представлял собой наследник. Это была уже монархия.
Возникновение религий
Древний человек был далек от понимания природных явлений, и поначалу их проявления внушали ему безотчетный животный страх. Но находились смекалистые люди, которые стали их объяснять, естественно, пользуясь своим воображением. Они придумывали всякие атрибуты, обставляя ими свои толкования для усиления своего влияния на соплеменников. Человек - существо весьма легковерное, сознанием которого легко манипулировать, особенно, когда определенные понятия прививаются ему с детства. Постепенно такие предсказатели и толкователи стали приобретать духовную власть над соплеменниками. Объясняя свои знания способностью к прямым контактам с потусторонними cилами, недоступными другим, они окружали себя таинственным ореолом и мистикой.
Возникновение религий у всех народов начиналось одинаково: с духов, живущих в окружающей их природе. Это были духи леса, гор, болот, рек и т.п. Следующим этапом было поклонение фетишам: деревянным болванам, каменным истуканам, предметам культа и т.д. Далее шел политеизм, в виде божеств, похожих чаще на людей во главе с верховным божеством. Последним из метаморфоз религий был монотеизм с единым богом.
У разных народов каждый из перечисленных типов религий остановился на определенном этапе. У нецивилизованных народов (племена в бассейне Амазонки, папуасы островов Полинезии, некоторые племена Африки) – на уровне духов. У недостаточно цивилизованных народов (многие африканские племена и т.п.) – фетишизм и политеизм. В развивающихся и развитых странах – монотеизм.
Борьба за власть: религия против светской власти
Власть служителей культа над соплеменниками возрастала и была порой сильнее, чем власть вождя. Началась конфронтация двух этих сил с переменным успехом, которая продолжается до сих пор. В основном обе ветви власти достигали взаимовыгодного компромисса в обеспечении покорности основного населения своих народов. Но были в истории и случаи бескомпромиссной борьбы.
В XII-XIII веках, в Италии разгорелась непримиримая борьба между сторонниками папского престола и сторонниками императора (гвельфы против гибеллинов). Папа римский вынужден был перебраться во Францию, в город Авиньон. К тому времени власть Папы достигла своего могущества, при которой католическая церковь перестала платить налоги от своей экономической деятельности в казну государства. Правивший в то время король Франции Филипп IV, по прозвищу Красивый, принудил Папу Климента V подписать «буллу», отменяющей это право.
К тому же он разгромил орден Тамплиеров, его руководителей сжег на костре. Этот военизированный орден подчинялся исключительно Папе и имел огромные по тем временам материальные средства и военную силу.
В современном мире таким примером может служить Иран, где клерикальная власть устранила шахский режим и стала монополистом власти. Парадоксально, что и в современном Израиле с передовой технологией и демократией сильные позиции имеют религиозные ортодоксы. Существующие сегодня монархии Европы являются декоративной формой власти и не имеют её реальной силы.
Так на «темноте» и невежестве своих соплеменников зарождалась и развивалась религия. С появлением письменности носителями культа были написаны каноны и догмы, как подтверждение своей исключительности и святости, следовать которым были обязаны их соплеменники. Догмы, как правило, основывались на внешне объективных факторах. Земля кажется плоской - значит, она плоская. Солнце и Луна появляются и исчезают регулярно на небосводе в одном и том же месте - значит, оба этих объекта вращаются вокруг Земли, следовательно, Земля является центром вселенной. А вот молнией и громом видно кто-то руководит – значит, это кто- то всемогущий, к примеру, назовем его ДУХОМ или БОГОМ. Тогда мы - его служители, и тем самым можем на него влиять, а остальные должны подчиняться нам, ибо мы, в противном случае, можем попросить бога или духа наказать непослушных.
«Не Бог создал человека, а человек создал Бога» - Людвиг Фейербах. Эту же фразу повторил Сергей Капица на вопрос о природе религии в одном из своих последних интервью: «Я могу рассуждать о Боге, как о явлении культуры, но считаю, что наше непонимание тех или иных вещей не означает наличие Бога».
Процесс развития религий начинался с поклонения фетишу, затем появились бестелесные и безликие духи, которые стали приобретать в устах людей образ неких неведомых чудищ (джины, дэвы, драконы, кикиморы, шурале и прочая нечисть). Это были в основном страшилки для запугивания людей. Но в иных случаях эффективнее действует и «пряник», который сулит надежду. Таким «пряником» стали боги, которым люди придали свои черты. В этом случае, поклоняясь богам, люди могли рассчитывать не только на наказание, но и на обещанную священниками защиту и помощь.
В мире существуют десятки языков, коренным образом отличающиеся друг от друга. К примеру: китайский, французский, арабский, индийский, русский, эскимосский, язык племени Банту, язык американских индейцев, аборигенов Австралии. Этот список можно продолжать. О чем это говорит? О первоначальной изоляции многих народов и племен друг от друга и развитию у них самобытного языка и культуры. Естественно, что скорость развития у разных народов была не одинаковой, и зависела от окружающей природы и климата. Люди, появившиеся в теплом климате, с богатой флорой и фауной, не испытывали особых трудностей с обеспечением своего существования, и поэтому развивались на много медленнее людей, живущих в более суровых климатических местах Земли. Многие племена Полинезии, Меланезии, бассейна реки Амазонки и сегодня живут в условиях первобытного общества, практически без всякой эволюции. Ученые предостерегают исследователей от прямых контактов с ними, дабы не занести в эти племена инфекцию, притом банальную для любого цивилизованного народа, которая может просто погубить эти уникальные племена. Вполне вероятно, что в исчезновении многих народов Америки виноваты разного вида инфекции, занесенные европейцами. Об этом говорят опустевшие и заброшенные города инков, ацтеков, майя и прочих американских племен.
Насколько уникальными были народы, появившиеся на заре человечества, настолько уникальными были и религии, рожденные этими народами. Это истуканы острова Пасхи, это деревянные идолы африканских народов, это культ животных племен Полинезии, Австралии, которых они считали прародителями людей. Первоначальные культы со временем переросли в устойчивые специфические религии.
Взаимопроникновение разных религий и культур
Взаимное проникновение культур и религий началось с масштабных войн, которые велись уже не с соседями, а с отдаленно проживающими народами, а так же с торговли и путешествий. Это не относится к грабительским набегам викингов и кочевым народам (печенегам, половцам, хазарам и т.д.). Основные подвижки начались с образования империй.
Созданную Александром Македонским империю сменила Римская империя, на развалинах которой возникла Византийская империя. Её сменил Арабский халифат и т.д. Каждая империя несла покоренным народам свой язык, свою культуру, свою религию. Характерным примером может служить трансформация языка и религии в Италии. Поначалу племя латинян, приобретя достаточную силу, покорило все племена Апеннинского полуострова. На всей территории вновь сознанной страны был введен латинский язык и скопированная у Греков религия. Язык и религия просуществовали до падения Римской империи. Последующая Византийская империя помогла подняться тосканским племенам, которые покорили народы Апеннинского полуострова, и латинский язык был заменен на итальянский, сохранившись лишь в обиходе церковных служб и некоторых профессий (юриспруденция, медицина). Религия также была заменена на христианство, которая стала доминирующей в Византийской империи к тому времени.
Под действием подобных контактов трансформировались и собственные религии. Также характерным примером может служить исчезновение языка, письменности и религии египтян под влиянием арабских племен – завоевателей. Сегодня трудно понять, кто есть египтяне. Говорят на арабском языке, пишут арабскими буквами, молятся арабскому богу, но считают себя наследниками фараонов и потерянной египетской религии, культуры и искусства.
Такая же участь постигла и народы, попавшие под власть арабов после создания ими огромного по тем временам халифата. Персидская религия «Зороастризм», которая являлась политеистической религией, была вытеснена исламом после арабского завоевания Ирана (VII в.). И уже персы, после падения Арабского халифата, продолжили насаждать ислам, который они приняли от арабов, дальше на восток, вплоть до Индонезии, которая сегодня является самой большой по численности мусульман страной в исламском мире.
Многие государства северной Африки, Ближнего и Среднего Востока потеряли свою самобытность и религию под жестко насаждаемым на их территориях исламом. К примеру, в Тунисе миссионерство с целью пропаганды других религиозных конфессией кроме ислама карается смертной казнью. И это не те дикие времена, когда человеческая жизнь ничего не стоила, а сегодня. Те народы, которые попали под каток насаждения ислама, еще и сейчас помнят свои коренные религии, хотя и считают себя истинными мусульманами. Ислам является самой молодой из авраамической группы религий.
Возникновение монотеизма
Из коллекции картин художника Алекса Левина (Израиль).
Считается, что все авраамические религии произошли от монотеистической древнееврейской веры в Моисеев закон. Эта вера распространилась на территории древних царств Ханаана, Иудеи и Израиля (до Вавилонского пленения) приблизительно в начале первого тысячелетия до н.э. В 1 веке до н.э., на территории Израильского государства возникло христианство, использовавшее базу религиозного наследия иудейского Пятикнижия, однако кардинально его реформировавшее. В VII веке н.э. на территории Аравии возник ислам, который, используя в некоторой степени религиозное наследие иудаизма и христианства, не стал, однако, их естественным развитием и продолжением, а декларировал себя как замену этим системам верований. Все эти религии даже свои праздники сообразуют с иудаизмом. К примеру, праздник жертвоприношения или Курбан-байрам - исламский праздник окончания хаджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима (в иудейской транскрипции - Авраама).
Исторически местом проживания еврейских племен считается устье рек Тигра и Евфрата. Эта природная зона, наполненная в то время водой, теплом, мощными лесными массивами, стала благодатным местом в окружении территорий с жарким засушливым климатом. Она получила название Эдем (Рай), что впоследствии отразилось в религиозном еврейском трактате - ТОРЕ. В Ветхом завете в БИБЛИИ, этот текст, практически - копия из ТОРЫ. Из - за постоянных набегов кочевых племен на территорию Эдема и под угрозой уничтожения еврейские племена вынуждены были переселиться, вначале в зону Дамаска, а затем в землю Ханаанскую. Сегодня это территория с географическим названием - ПАЛЕСТИНА. В Палестине к тому времени не существовало единого государства. Еврейские племена расселились по её территории. Религией этих племен был фетишизм, идолопоклонство. Идея единого бога пришла к старейшине одного из еврейских кланов – АВРААМУ. Другие же кланы оставались идолопоклонниками. Этот факт описан в Торе и в Библии, когда внук Авраама Иаков бежал от гнева своего старшего брата Исава к своему дяде Лавану, который не признавал единого бога. В дальнейшем вера в единого бога передавалась во всех поколениях клана Авраама. Эта вера стала доминирующей у евреев после возвращения из Египетского рабства в землю Ханаанскую и была культивирована со строительством первого и второго Храма.
Трудно понять, какое отношение имею арабы к событиям времен Авраама. Авраам в старости, не имея наследника, который мог продолжить его род, был вынужден зачать его со своей рабыней, по имени Агарь, т.к. его жена была бесплодна.
Агарь была не арабкой, а египтянкой. Арабы к тому времени жили в Аравии, на Аравийском полуострове, и о монотеизме в их религии не было и речи. Ислам появился лишь в VII веке н.э. Только в 639 году начался поход арабов в Египет, завершившийся полным его завоеванием, повлекшим уничтожение их языка, культуры и религии. Но почему-то сына еврея Авраама и египтянки Агари - Исмаила, арабы считают своим предком. Они также почитают своими праотцами Авраама и Сару (оба евреи), могила которых находится в Вифлееме, в пещере Махпела. В Палестине арабы появились лишь после создания Арабского халифата. Но они себя считают палестинцами. Все это чистый плагиат. Кстати, имя мусульманского бога – Аллах, это производное от одного из имен еврейского бога – Эллох. И сегодня молящиеся евреи произносят Эллохим шели (אלוהים שלי), что значит – МОЙ БОГ.
Жертвоприношение в иудаизме
Монотеистическая основа иудаизма и беспрецедентная в истории религий централизация его культа, сделали жертвоприношение невозможным после разрушения Второго храма. Поэтому в иудаизме, единственном из древних религий, основной ритуал храмовой службы, до восстановления Третьего Храма, заменили иные формы служения Богу: молитва, изучение Торы и строгое следование её ритуальным и этическим предписаниям. В исламе же жертвоприношение остается одним из важнейших религиозных праздников. Праздник Рамадан практически повторяет еврейский праздник Ссудный день, как по содержанию, так и по дате. Еврейский праздник ПЕСАХ посвящен исходу евреев из Египетского рабства. Название христианского праздника ПАСХА, не несет никакой смысловой нагрузки. Он посвящен воскресению еврейского пророка Иисуса Христа из мертвых после его распятия. По времени и дате эти праздники сходны.
То же самое можно сказать о западноевропейских религиях. Забыв своих богов (Зевса с его «командой второстепенных богов» у греков, Юпитера с подобной командой у римлян) они приняли чужого, иудейского бога. То же произошло и со славянскими божествами (Перун со своей командой). Политеизм был заменен монотеизмом. Основной причиной подобных метаморфоз является невозможность централизовать поклонение народа под единым началом религиозной касты.
К примеру, моряки, рыбаки и весь люд, связанный с морем, почитают больше морского бога, чем главу божественной команды. То же и у людей других профессий. При этом религиозная верхушка теряет как власть, так и деньги при жертвовании и сборах податей. Единственный народ, кто сохранил свою веру, а впоследствии и возродил свой древний язык (иврит), были евреи. Изгнанные из своей страны и лишившиеся своей государственности более двух тысяч лет назад, о чем поется в гимне Израиля, написанного в 1878 году Нафтали Герц Имбер (Надежда, которой две тысячи лет - התקווה בת שנות אלפים), евреи сегодня имеют свое государство, свой язык, свою веру, сохраненную в веках. Они вернулись домой.
Из коллекции картин художника Алекса Левина (Израиль).
Инсинуации против еврейского народа
На протяжении уже более 2000 лет против еврейского народа плетутся всякие инсинуации и не позволительные с точки зрения человеческой морали домыслы. Стало уже традицией во всех бедах обвинять евреев. Это и провоцируемые властями погромы, обвинения в ритуальных убийствах детей, преднамеренная ложь о мировом сионистском заговоре и т.п. Происходят попытки полностью дискредитировать еврейский народ как нацию. Понятно, когда подобными инсинуациями занимаются не евреи, с антисемитским мировоззрением. Но непонятно, когда авторы подобных идей - евреи. В частности, это небезызвестный израильский диссидент Мордехай Вануну, человек, выдавший государственные секреты. Это Шломо Занд, развивший теорию не существующего в истории, а придуманного еврейского народа. Существует также теория о том, что к еврейской нации принадлежит лишь иудей, принявший христианство, хотя по внешним признакам еврей идентифицируется в 95%, что показала практика холокоста в нацистской Германии.
Но самая чудовищная инсинуация произошла с обвинением евреев в убийстве проповедника нового религиозного течения в иудаизме - Иисуса из Назарета. Палестина к тому времени была захвачена Римской империей и являлась её провинцией. Израильтяне сохранили свой уклад жизни и вероисповедание, сдавшись на милость победителей, что позволило избежать гибели всего народа.
Как правило, официальна религия в любом государстве обслуживает светскую власть. Это достигнутый компромисс двух властей, светской и религиозной, в возможности держать народ в повиновении. Своеобразный монополизм. В иудейской терминологии клерикалов, обслуживающих власть, называли саддукеи. Естественно, в этих условиях нашлись священники, которые стали на защиту бедных слоев израильского общества и получили у него поддержку. Их называли фарисеи.Существовало и третье религиозное течение, которое называлось ессеи.Это был прообраз коммунистического движения. Ессеи провозгласили всеобщее равенство, общественную собственность, выборность руководства общества. Но они были вытеснены римскими войсками в район Иудейской пустыни и там были уничтожены в районе крепости Массада.
Иисус из Назарета как раз и исповедовал доктрину фарисеев. Но ничто не стоит на месте, и фарисеи, проповедуя любовь к ближнему, стали на путь соглашательства с саддукеями, за что их и осудил Иисус (говорят одно, а делают другое). С тех пор название фарисеи носит презрительный оттенок. Философия Иисуса стала приобретать в народе все большую популярность. Кончилось тем, что, когда он прибыл в Иерусалим на белом осле, народ встретил его с ликованием, бросал под ноги пальмовые ветви и объявил Иисуса своим царем. Это событие отмечается у православных как вербное воскресение, а у католиков – как пальмовое. Естественно Иисус стал представлять угрозу как религиозной, так и светской властям. Первые стали терять, кроме власти над народом, и деньги в виде податей, а вторые почувствовали угрозу восстания, как это случилось с ессеями. По этому религиозная верхушка в лице синедриона (высшее религиозное учреждение), приняла решение ликвидировать конкурента, а власть, в лице Понтия Пилата, поддержала это решение. И не народ еврейский кричал «Распни его», а наймиты синедриона. Народ, как раз, любил его, т.к. Иисус выражал его чаяния.
Библия утверждает, что смерть свою Иисус принял добровольно, во искупление грехов рода человеческого, но, как известно, его арест и последующая казнь были осуществлены против его воли. Пытки и распятие Иисуса осуществил Рим, который, приняв веру еврея Иисуса из Назарета, до сих пор лицемерно кивает на еврейский народ, обвиняя его в его смерти, тем самым приносит евреям страдание. Говорят, на воре шапка горит.
Вот что по этому поводу написал Михаил Рашкован, в своем ответе Маргарите Алигер в 1947 году.
«В чём мы провинились, Генрих Гейне?
Чем не угодили, Мендельсон?»
«Нас уже почти что нет на свете,
но мы знаем, время воскресит»
/из поэмы Маргариты Алигер «Твоя победа», 1945 г./
На Ваш вопрос ответить не умея,
Сказал бы я: нам беды суждены.
Мы виноваты в том, что мы - евреи.
Мы виноваты в том, что мы умны.
Мы виноваты в том, что наши дети
Стремятся к знаньям, к мудрости земной.
И в том, что мы рассеяны по свету
И не имеем родины одной.
Нас сотни тысяч, жизни не жалея,
Прошли бои, достойные легенд,
Чтоб после слышать: «Эти кто? – Евреи!-
Они в тылу сражались за Ташкент!»
Чтоб после мук и пыток Освенцима,
Кто смертью был случайно позабыт,
Кто потерял всех близких и любимых,
Услышать вновь: «Вас мало били, жид!»
Не любят нас за то, что мы - евреи,
Что наша ВЕРА – остов многих вер…
Но я горжусь, горжусь, а не жалею,
Что я еврей, товарищ Алигер!
Нам не забыть: средь самых ненавистных
Первейшими с жестокостью тупой
Эсесовцы «жидов» и «коммунистов»
В Майданек угоняли на убой...
А наши дети гибли вместе с нами
У матерей несчастных на руках,
Протягивая ручки к нам сквозь пламя,
Кричали: «Мама! Мама!» и слезами
Лишь ярость вызывали в палачах...
Нас удушить хотели в грязных гетто,
Замучить в тюрьмах, в реках утопить,
Но несмотря, но несмотря на это,
Товарищ Алигер,- мы будем жить!
Мы будем жить! И мы еще сумеем,
Талантами сверкая, доказать,
Что наш народ - гонимые евреи -
Имеет право жить и процветать!
Нам кровь и слезы дали это право,
Благословили жертвы из могил,
Чтоб наш народ для подвигов, для славы,
Для новой жизни сердце возродил!
Народ бессмертен! Новых Макковеев
Он породит грядущему в пример...
Да! Я горжусь! Горжусь, а не жалею,
Что я еврей, товарищ Алигер!
Борьба религий разных конфессий между собой
На протяжении многих веков в истории человечества происходили и происходят до сих пор множество кровопролитных войн на религиозной почве. История помнит, как огнем и мечом насаждался арабами ислам в других странах при создании арабского Халифата, как насаждалось христианство в западной Европе и у славянских народов. Такая же участь ждала и народы, покоренные монголами, татарами, турками. Потеря государственности, письменности, языка, культуры. Борьба религий за монополию духовной власти над людьми продолжается и сейчас. С течением времени принятая в данном государстве религия начинала трансформироваться в различные течения. В исламе это шииты, сунниты, хариджиты, алавиты. В христианстве это католики, православные, англиканская церковь, протестанты, различные автокефальные церкви, менониты и т.д. В индуизме это буддизм, джайнизм, сикхизм. Далее идет дальнейшее дробление на секты.
Самое главное, что каждая религия считает себя единственно правильной. В исламе – правоверные, в христианстве - православные, в индуизме - «вечная религия» (перевод с санскрита). Мусульмане кричат – «Бей неверных!», а христиане – «Бей нехристей!». Порой религии приобретают зловещие формы. Это такие, как религия Вуду, белое братство, Аум Синрикё, ку-клукс-клан и т.п. Межнациональная неприязнь, помноженная на религиозный фанатизм, порождает межнациональные войны. Помимо войн между религиозными конфессиями, идут войны и внутри конфессий.
Известная в истории Франции Варфоломеевская ночь, когда католики зверски расправились с протестантами. Шииты постоянно убивают суннитов, и наоборот. Обе стороны не обращают внимания на то, что гибнут женщины, старики, дети и прочие невинные люди. Это происходит не только в общественных местах, но и в религиозных учреждениях. При этом их фанатизм куда-то пропадает, и никто не кричит, что это нападение на ислам.
Религия против любого прогресса и науки
На протяжении всей истории человечества религии являются тормозом в развитии прогресса. Обложив себя догмами и религиозными канонами, клерикалы запрещают подвергать их утверждения сомнению. Ослушавшихся объявляют еретиками со всеми вытекающими последствиями.
Но прогресс остановить нельзя. Человек всегда будет стремиться познать неизвестное. Вера, на то она и вера, что бы не задумываясь следовать установленным предписаниям. Тот, кто пытается усомниться в церковных канонах и познать окружающую природу, автоматически становится врагом веры. Борясь за свой авторитет, церковь объявила войну всем инакомыслящим. Это борьба вылилась в создание инквизиции с её жестокими пытками и казнями, и это при том, что Иисус Христос учил любить своего ближнего и соблюдать заповеди божьи. Наиболее яркими примерами в борьбе против науки является сожжение на костре Джордано Бруно после мучительных пыток.
Коперника запугали до такой степени, что он отказался от своей идеи о вращении Земли и теории гелиоцентрической системы мироустройства, хотя перед смертью нашел в себе мужество сказать: «И все-таки она вертится». Ученый по определению не может быть верующим, т.к. вера предполагает не сомневаться, а слепо верить. Верующий ученый – это нонсенс.
Папа римский Иоанн Павел II, в свое время, попросил у всего мира прощения за жестокости и пытки инквизиции и осудил подобные действия церкви в будущем.
Низкий прогресс в развивающихся странах является следствием фанатичного следования населением этих стран церковных догм. Это в основном мусульманские страны. Они находятся в религиозном состоянии, в котором находились народы Европы в Средние века, и это определяет все. Сегодня напрасное занятие - цивилизованным народам пытаться продвинуть прогресс в этих странах, что делают американцы, пытаясь насадить демократию и свои представления о правах человека. В России 70 лет делалась попытка устранить влияние церкви на население. Действительно, атеистическое воспитание избавило большинство людей от религиозной зависимости. Сейчас трудно представить, что женщины Азербайджана, Узбекистана, Казахстана и т.п. оденут чадру и будут следовать законам шариата. Кстати в Казахстане законодательно запрещено создавать политические движения на основе религиозных убеждений. Это сделано в целях предотвращения межэтнических и межрелигиозных столкновений. Сегодня население бывших республик СССР резко качнулось в сторону религиозного обновления, т.е. назад от прогресса, и это поддерживается их правительствами. Это чистый шабаш.
Это бомба замедленного действия, которая уже сейчас начинает проявляться во многих сферах жизнедеятельности населения. Это хиджабы в школах, введение института священников в армейскую жизнь, межнациональная нетерпимость. Все это, в конечном счете, приведет к распаду последней империи. Характерным примером подобной тенденции является приход афганских талибов во власть. В стране были запрещены радио, телевидение. Начались разрушения древних памятников, образование стало ненужным, положение женщин низвергли до состояния рабства и т.д. Открылся ящик Пандоры. Те же явления проявились с приходом «арабской весны» во многих арабских странах после свержения их собственных диктатур. Устойчивые диктатуры сменились хаосом и приходом к власти радикального ислама.
Появление третьей силы власти
Начиная с середины XVIII века, первоначальное накопление капитала, связанное с расцветом торговли и наплывом прогрессивных изобретений в производственной сфере, а также появление и развитие обслуживающих капитал институтов (банки, страхование, акционерные общества) привели к появлению третьей власти – власти капитала. Это оказалась самая мощная власть. Она упразднила, а во многих случаях оставила лишь декоративной светскую власть королей, царей и прочих бывших властителей мира, религиозную власть заставила служить себе. Появился прогресс в становлении демократии, свободы личности, права собственности, места проживания и т.п. Прогресс понесся семимильными шагами. Все плоды сегодняшнего прогресса получены за очень короткий исторический период в развитии человечества.
Главной ошибкой современного капиталистического общества является безудержная интеграция и иммиграция людей из стран третьего мира, несущих свою культуру и религиозность в уже сложившееся общество развитых стран. Подобный контингент людей, не желая полностью интегрироваться в существующее в этих странах общество, живет обособленно и является источником радикальных проявлений во все сторонах его жизни. Похоже, осуществляется идея радикального ислама о создании всемирного халифата, население которого должно жить по законам шариата. Это проявляется в росте численности иммигрантов и их отношению к коренному населению. Начался прогрессирующий антагонизм в обществе.
Читая «Моральный кодекс строителя коммунизма», человек с совестью, с положительным моральным устоем может с легкостью подписаться под каждым его словом. Но на этом пути к коммунизму вначале людей двигала идея, затем жесточайшие репрессии и как результат – крах идеи и конец пути. То же самое можно сказать и о религии. Десять заповедей – нет ничего лучше, нужна лишь вера. Затем понадобилась инквизиция, и как результат – жестокие межконфессиональные войны и ненависть между народами, порождённая религией. Говорят о толерантности, но все остается на уровне разговоров.
Институт религиозных отправлений в будущем должен быть заменен развитым институтом психологической помощи с доступной для населения оплатой и ответственностью, контролируемой государством.