Квантовая физика и ведическая наука звука

Опубликовано 27.01.2015
  |   просмотров - 14602,   комментариев - 4

Когда Стивена Хокинга (очень знаменитого квантового механика) спросили, над чем он работает, тот очень хорошо и исчерпывающе определил предмет своего исследования, дав ответ, который можно поставить эпиграфом ко всей современной науке: «Я работаю над тем, чего не знаю и чего не могу доказать».

В разделе «Шримад-Бхагаватам», описывающем метафизику (санкхья на санскрите), есть очень интересное место, где современным учёным предлагается проделать серьёзные исследования над эфиром – субстанцией, которая непосредственно связана со звуком. Данная статья – это попытка синтеза соответствующих достижений современной науки и информации об эфире, которая доступна из ведического знания, в частности из «Шримад-Бхагаватам».

Что нам известно об эфире.


«Функции и признаки эфира заключаются в том, что он предоставляет место для внешнего и внутреннего бытия всех живых существ, то есть является полем деятельности жизненного воздуха, чувств и ума» («Шримад-Бхагаватам», 3.26.34)

Ум, чувства и жизненная сила, или живое существо, обладают формой, хотя её и нельзя увидеть невооружённым глазом. Тонкий прообраз формы пребывает в эфире, а внутри тела она проявляется в виде вен и циркуляции жизненного воздуха. Вне нас находятся невидимые формы объектов чувств. Создание невидимых объектов чувств является внешней функцией элемента эфира, а циркуляция жизненного воздуха и крови – это его внутренняя функция.

Современная наука подтвердила существование в эфире тонких форм. Учёные изобрели телевидение, которое позволяет передавать формы или снятое на плёнку изображение из одного места в другое, пользуясь свойствами эфира. Всё это очень хорошо объяснено в вышеприведённой цитате из «Шримад-Бхагаватам». Эта цитата является потенциальной основой для огромной исследовательской работы, поскольку она объясняет, как из эфира возникают тонкие формы, какими свойствами они обладают, как действуют, как из тонкой формы образуются воспринимаемые чувствами элементы – воздух, огонь, вода и земля.

Деятельность ума или психическая деятельность, которая проявляется в мышлении, эмоциях и желаниях живого существа, также протекает в эфире. Кроме того, упомянутая цитата подтверждает одно из положений «Бхагавад-гиты», которое гласит, что состояние ума в момент смерти определяет нашу следующую жизнь. Форма, существующая в уме, преобразуется в грубую форму, воспринимаемую чувствами, как только в результате «осквернения» из тонкой формы образуются грубые элементы.


Функциональное назначение эфира.


В разделе «Шримад-Бхагаватам», излагающем метафизику (санкхья на санскрите) подробно описываются все материальные элементы, из которых состоит материальное творение. Там даны функциональные определения этим материальным элементам. Т.е. не просто названия элементов и их место в таблице Менделеева – а и функции каждого из элементов.

В вышеприведённой цитате из «Шримад-Бхагаватам» начинается описание первого из грубых элементов – элемента эфира. Эфир – это самый тонкий из грубых элементов. Основная функция элемента эфира, согласно «Шримад-Бхагаватам» заключается просто в том, что он предоставляет пространство или поле деятельности для живых существ, для чувств и для ума.

Иначе говоря, пространство, в котором мы действуем – материальное пространство этого мира, в котором мы сейчас находимся – является элементом, материальным элементом. В этом заключается различие между философией санкхьи (метафизики) и современной наукой. Потому что современная наука не понимает, что пространство само по себе является определённой субстанцией, что это не просто пустота, не просто вакуум, – что всё это уже само по себе является определённой материальной субстанцией.

Так или иначе, в «Шримад-Бхагаватам» сказано, что сначала был создан прообраз звука, шабда-матра (элемент звука). Далее, при возбуждении творческой энергии Верховной Личности Бога, этот элемент преобразовался в элемент эфира. И эфир уже обладает свойством проводить звук.


«Элемент звука» – что это.


Но что имеется в виду непосредственно под «эфиром» и под «элементом звука»? Потому что естественное желание, когда мы слышим слово «звук», – подумать, что это тот самый звук, который мы слышим и воспринимаем нашим ухом. Тогда как на самом деле, понятие, которое вкладывает «Шримад-Бхагаватам» в «элемент звука», – несколько иное.

Потому что звук присущ эфиру, а эфир по определению – это всего лишь пространство, это всего лишь пустота. Вместе с тем, мы знаем, что звук в эфире, в пустом пространстве, не проводится. Вакуум не может проводить звуки. Для существования звука нужен воздух. Тогда что же имеется в виду под этим «звуком» и под этим «эфиром»?

На самом деле, в своё время, даже в материалистичной науке существовала концепция «эфира». Она возникла в физике где-то в XIX веке, когда учёные открыли явление электромагнитных волн. В то время английский физик Максвелл, изучавший эти электромагнитные волны, ввёл понятие «эфира». Потому что электромагнитные волны, в отличие от звука, могут проходить через пустое пространство, через вакуум. И по определению они являются волнами, а значит, в этом «пустом пространстве» что-то должно вибрировать. Тогда как если в вакууме нет ничего, то и вибрировать – нечему. Поэтому встаёт вопрос: что же в этом вакууме вибрирует, что собственно составляет эти волны? Поэтому Максвелл ввёл в обиход такое понятие как «элемент эфира». Он говорил, что вакуум на самом деле заполнен неким тонким элементом, и этот тонкий элемент является средой, проводящей электромагнитные волны. И в принципе эта концепция очень близка к ведической концепции эфира.

Иначе говоря, когда в «Шримад-Бхагаватам» говорится о звуке, имеются в виду эти тонкие вибрации, которые проходят в этом тонком элементе эфира. А элемент эфира, по сути, представляет собой то самое материальное пространство, в котором мы находимся, в которое мы все помещены. То есть эфир предоставляет как бы сцену деятельности всех живых существ, – сцену, на которой разворачивается драма материальной жизни в этом материальном мире.


Квантово-механический вакуум.


Потом, позже современные физики отвергли концепцию эфира. Они сказали, что эфира нет, и вместо этого ввели термин «поле». Тем не менее, современная физическая концепция очень близка к ведической концепции. Потому что с открытием квантовой механики, учёные стали описывать все материальные объекты волновыми функциями.

Учёные задавались вопросом: «Каким образом возникли материальные объекты?» И по последним теориям, которые существуют, все материальные объекты описываются некой волновой функцией. Волновая функция описывает объекты не только микромира, но даже и объекты макромира. Учёные говорят, что объекты макромира, грубые материальные объекты, есть как бы суперпозиция или наложение этих самых волновых функций.

Иначе говоря, они ввели понятие «квантово-механического вакуума». Учёные сказали, что вакуум – это пустота, но эта пустота, она очень сложно организована и очень сложно структурирована. В этой пустоте различные волновые функции накладываются одна на другую, и в результате наложения этих волновых функций появляются сгустки материи: где-то пустота гуще, а где-то пустота реже. Так эти волновые функции формируют все материальные объекты.


Звуковые прообразы материальных объектов.


То есть, в принципе эта концепция довольно близка к концепции, изложенной в «Шримад-Бхагаватам». В начале статьи объяснялось, что прообразы всех грубых материальных форм находятся в эфире в форме звука или в форме тонких образов, – все эти прообразы уже существуют, и грубые формы как бы облекают эти тонкие формы. Иначе говоря, все грубые формы, которые мы видим, они действительно по теории санкхьи имеют эту волновую природу или звуковую природу.

Каким образом грубые формы облекают тонкие формы, можно понять на простом примере. Скажем, если мы бросаем камень в воду, то от этого камня начинают расходиться волны. Теперь, если человек обладал бы очень хорошим умом (умом хорошего компьютера), то, в принципе, он мог бы бросить несколько камней таким образом, чтобы эти волны, наложившись друг на друга, создали определённую форму. То есть, одна волна налагается на другую волну, и где-то этих волн много, где-то этих волн мало – и получается в результате какая-то форма. Точно так же в соответствии с современной физикой, возникают материальные объекты, и в основе этих материальных объектов (как по философии санкхьи, так и по философии физики) – лежит волновая функция или вибрация, которая находится в эфире.


Звук – основа всего.


В основе Вед лежит понятие шабда-брахмана, первопричины звука. Это основополагающий принцип всей ведической философии. Например, все ведические жертвоприношения (ягьи) основаны на принципе шабда-брахмана. Основа ведических жертвоприношений заключается в том, что люди просто произносят какие-то звуки, и эти звуки, – в силу того, что они отражают внутреннюю природу объектов, – действуют на грубые материальные вещи. Т.е. с помощью определённых звуков или мантр, человек в принципе может создавать грубые материальные объекты.

Иначе говоря, если бы я действительно хорошо знал тонкую науку звука, я бы мог сейчас произнести что-то: кхам, хрим – и тут возник бы какой-нибудь демон. И раньше были люди, которые обладали такой способностью. Они просто правильно произносили мантру, и звук этой мантры тотчас же создавал соответствующий грубый объект в материальном пространстве. Потому что, в конечном счёте, в основе всего материального творения лежит звук.

Именно поэтому звуки санскритского алфавита называются акшара, что значит «непогрешимый». Иначе говоря, правильно произносимые звуки санскритского алфавита, отражают внутреннюю природу вещей. Обычные деградировавшие языки Кали-юги – очень произвольны. Скажем, почему экран монитора называется «экраном»? – Никто не знает. Просто договорились и стали называть его «экраном». Никакой внутренней связи у звука «экран» и самого объекта «экран» – нет. Тогда как в санскрите название предмета всегда соответствует внутренней природе этого предмета.

В конечном счёте, санскрит произошёл из духовного мира, а в духовном мире нет разницы между звуком (названием предмета) и самим предметом. В духовном мире достаточно просто произнести этот звук, – и соответствующий предмет появляется. Тогда как в материальном мире только санскрит обладает способностью материализовывать звуковые формы.


Важность правильного произнесения звуков.


Поэтому соответственно в Ведах придаётся такое большое значение, особенно в разделе карма-канда, правильному произнесению звуков Вед. Как известно, помимо самих Вед, есть веданги, или члены Вед, которые обеспечивают функционирование Вед (веданги считаются телом Вед). Из всех шести веданг, три из них относятся именно к тому, чтобы научить человека правильно произносить санскритские мантры.

Первая называется шикша. Шикша учит просто произносить санскритские звуки – это подробно разработанная наука фонетики, где говорится, какой звук санскритского алфавита, каким органом тела должен произноситься. Один звук должен животом произноситься, другой звук – носом, третий звук ещё откуда-то должен выходить. Это целая наука, которая практически утеряна сейчас. Никто не может правильно произносить вот эти звуки санскритского алфавита. Это огромная наука, которой сейчас практически не существует.

Теперь, следующий раздел веданг – это вьякарана, или грамматика, которая описывает, каким образом различные звуки санскритского алфавита складываются в слова и каким образом эти слова складываются в предложения и описывают какую-то сущность или предмет этого мира.

И наконец, третья веданга, которая касается науки звука – это чхандас, где описываются различные размеры ведических мантр, где говорится, каким образом нужно правильно произносить различные размеры стихов, чтобы была правильная мелодия. Тогда как то, что мы можем сейчас произносить – это слабое, бледное, жалкое подобие правильных ведических мантр. Каждый звук мантры должен быть с точностью до миллионной доли секунды произнесён по долготе.


Ведическая наука звука и ягья.


Жрецы, которые проводили ведические жертвоприношения (ягьи) и которые произносили соответствующие мантры во время жертвоприношений, они знали все эти веданги. Более того, даже при том, что они учились науке звука очень долго и в совершенстве владели ей – на жертвоприношении всегда сидел один жрец, который просто слушал остальных. И как только мантра произносилась неправильно, он тотчас же ловил запнувшегося жреца за руку и говорил: «Ты неправильно произнёс мантру, произнеси по-другому, как нужно». Потому что если мантра произнесена неправильно (если один звук в этой мантре произнесён неправильно), то результат жертвоприношения мог быть совершенно противоположным.

Как в Шестой песне «Шримад-Бхагаватам» описывается знаменитая история про то как Тваштра создал Вритрасуру. Тваштра разгневался на Индру за то, что Индра снёс голову его сына Вишварупы, и поэтому он решил ему отомстить. Твашта устроил огромное жертвоприношение, и когда он вливал масло в огонь, он произносил мантры. Основная мантра, которую он должен был произнести: «Да восстанет из этого огня враг Индры, который победит его». Но так как Твашта произнёс один звук неправильно (он должен был произнести индра-шатро, а произнёс индраа-шатро: чуть-чуть, одна небольшая долгота в одном звуке), в результате появился не «враг Индры», а «тот, у кого Индра будет врагом». Поэтому в конце-концов Индра победил Вритрасуру.

Т.е. это огромная наука, которая практически утеряна, которой сейчас не существует – о том, каким образом звук может влиять на материальные объекты.


Заклинания – суеверие или наука.


На самом деле в любой культуре есть пласт знаний, забытый сейчас в современном мире, который учит, каким образом произносить заклинания, чтобы добиваться каких-то материальных целей. Например, в шаманской культуре, люди прыгают вокруг костра и тоже произносят какие-то звуки. И ведь они получают какой-то результат! Иначе зачем бы они прыгали? Они по-прежнему прыгают. Если бы это были совершенно бессмысленные прыжки, тогда бы шаманы давно уже перестали это делать.

В своё время под началом Д. В. Покровского был такой фольклорный ансамбль, участники которого ездили по русским деревням и собирали древние заклинания. Они не собирали фольклорные песни про «деревеньку», «берёзоньку» или ещё про что-нибудь подобное. Они собирали очень древние-древние заклинания: ездили по деревням, ловили там последних бабушек, которые ещё не вымерли, и которые знали, как произносить заклинания – учились у них произносить заклинания.

Потом они давали концерты. Для них это просто был фольклорный ансамбль. Им просто забавно было, и поэтому они устраивали такие концерты. Но, так или иначе, они произносили ритуальные заклинания, и что интересно – они сами рассказывали, сами удивлялись, не понимали, как они это делают – эти заклинания срабатывали.

Они рассказывали, что путешествуя со своим концертом, иногда попадали в города, где была засуха. И если они на концерте исполняли какое-то заклинание, которое должно было призывать дождь, то в этом городе обязательно шёл дождь. Не смотря на то, что вокруг не было дождя. Они учились правильно произносить эти звуки и у них получалось.

Кроме того, у одной женщины, участницы этого ансамбля, была очень трагическая судьба. Она очень любила петь заклинания, которые произносили бесплодные женщины, чтобы у них рождались дети. Эта женщина постоянно рожала. Постоянно была в декретном отпуске. Она выходила на концерт, пела свою любимую песню и потом уходила в декретный отпуск.

Заклинания из советской глубинки.

Или другой пример того как люди до сих пор верят в заклинания. Они решили, что это суеверие – эти заклинания – но тем не менее они продолжают инстинктивно пользоваться ими. Как скажем в советское время, что делали по радио и по телевизору? Материальных объектов не было – в силу страшной неблагочестивости народа. Но, тем не менее, заклинания постоянно произносились.

По радио и телевизору постоянно говорили, какое у нас изобилие, в надежде на то, что если очень долго говорить про изобилие, то это изобилие возникнет. В те времена даже был такой анекдот, что холодильники нужно подключать к радиоточкам, чтобы в холодильниках возникали материальные объекты чувств.

Так или иначе, смысл в том, что звук может повлиять на материальный мир. И древние люди знали это. Более того, подсознательно они знают это и сейчас. Все эти формулы самовнушения, например, они основаны на том же самом принципе: человек произносит определённую формулу для того, чтобы она приобрела какие-то грубые формы.

И объясняется это в вышеприведённой цитате из «Шримад-Бхагаватам»: почему если я буду говорить моя рука горячая, то я определённую программу вкладываю в свой ум, и этот ум воздействует на материальные объекты, и моя рука действительно становится горячей. Научной основой всего этого является цитата из начала статьи.Или другой пример того как люди до сих пор верят в заклинания. Они решили, что это суеверие – эти заклинания – но тем не менее они продолжают инстинктивно пользоваться ими. Как скажем в советское время, что делали по радио и по телевизору? Материальных объектов не было – в силу страшной неблагочестивости народа. Но, тем не менее, заклинания постоянно произносились. 


Комментарии:

Цитировать Имя
Станислав Ордин, 28.02.2015 14:23:47
Привет Антон.
Я пока имел лишь мимолётную беседу с Михаилом, но т.к. неизвесно точно когда он перешлёт обещанные свои соображения, то решил не откладывать в дальний ящик изложение, пока краткое, своего видения затронутых тобою проблем. Важных проблем, затронуто, на мой взгляд много и, бог даст, что-то напишу более цельное. Но по каждой их них можно написать целую статью. Поэтому сделаю лишь небольшое разъяснение –уточнение к ряду моментов, которые нарушают, на мой взгляд, тело твоей статьи и затрудняют, даже ставят под сомнение для некоторых читателей суть поднятых тобою вопросов.
Анализ любой аксиоматики на предмет её полноты, даже арифметики (теоремы о полноте и неполноте Гёделя) представляет коллективный, а не индивидуальный интерес лежит в основе логики, математики, физики (теорема фон Неймана). Взятая из Вед тобою аксиоматика демонстрируется местами противоречиво: Так изображение эфир передаёт (с помощью электромагнитных волн и идеи телевизора), а передача таким же образом звука отрицается. Тем самым именно звук однозначно связывается со средой, в которой можно его возбудить, а суть «живого звука», которую смог «поймать» Термен в своих аналоговых устройствах ещё на заре прошлого века и которую Боб Лафлин так и не смог «поймать» в своей лаборатории математической музыки в Стенфорде до сих пор, у тебя выпадает из рассмотрения (подробнее см. мою статью о Термене "Смысл жизни".
В этом плане я разделяю замечание Михаила, который назвал тебя слишком «материалистичным» (большинство же читателей поверхностных тебя отнесли, уверен, к голым идеалистам).
Приведённый мною пример, лишь штрих не строгости твоей «идеалистической» трактовки, корнями уходит в используемый тобою, со слов Михаила, «материализованный», кем-то в меру своих знаний, базис – использованы не изначальные веды, а уже «оматериализованные» интерпретации, уже содержащие некоторые противоречия.
Суть изначальных вед проста – мы живём в мире, нарисованным сознанием богов. А при переходе на аксиоматику – в мире, нарисованном сознанием человека (что характерно для использованных арийско-славянских интерпретаций Вед), сразу возникают логические противоречия, типа солипсизма, фактически мир ТВОЙ и непонятно вообще зачем тебе другие люди, зачем тебе с ними что-то обсуждать.
Ну и маленькое замечание по эпиграфу. Мне, можно сказать, прожившему всю жизнь (с 15 лет) в науке, как уже писал, печально, но факт, признавать, что к современной науке в кризисном состоянии твой эпиграф не подходит. Он подходит к ИСТИНЫМ УЧЁНЫМ, которых единицы, а то что в обыденном понимании СОВРЕМЕННАЯ НАУКА – это цех по изготовлению информации, которая по большей части ДЕЗА, но за которую получают деньги.
Подробнее об этом ещё напишу в статье «Сколько нужно денег для ликвидации остатков науки?" после разговора с директором ФТИ им. А.Ф. Иоффе Андреем Забродским
Цитировать Имя
Станислав Ордин, 31.01.2015 11:08:00
За взгляд на проблему под интересным ракурсом спасибо. Но от комментария, пока, воздержусь - попросил сначала проработать твою статью музыканта, компьютерщика и, вообще, близкого по духу тебе человека Михаила Остроумова. После обсуждения с ним попрошу либо его отписаться, либо сам дам комментарий.
Редактировать Цитировать Имя
Антон Серохвостов , 28.01.2015 07:03:47
Владимир, Все во что-то верят. «Отсутствие веры» – это тоже одна из форм веры. Но при прочих равных, всё-таки разумнее Верить. Хорошие размышления в эту сторону Блез Паскаль привёл (см. «Пари Паскаля»).

Многие учёные например верят, что жизнь произошла из материи, или что люди произошли от обезьяны. Но это ведь всего лишь хорошо разрекламированная непроверенная гипотеза.

А что касается тотального уравнивания наркоманов и святых, то вы конечно имеете право на свою точку зрения, но моя – диаметрально противоположная. Я знаком с очень многими возвышенными святыми. И на своих глазах видел, как люди меняются благодаря духовной практики. В том числе с наркотиков очень быстро слазят.
Цитировать Имя
Валерий Гумаров, 28.01.2015 01:30:14
Ну, в общем-то, в начале было слово. Наука появилась потом. К слову сказать, и увидел бог, что это хорошо, а мы тут остались. А звук рождается не в ушах, а в мозгах. Как, что и зачем мыслит чел, то его и ждет после распада тела. По большей части – никого и ничего, потому как… Верить надо. В бога, в черта, в себя. Тогда все будет ОК. А без веры все в прах обратится.

А про кхам, хрим – и тут возник бы какой-нибудь демон – это к наркологу. Ясен пень, что и раньше были люди, которые обладали такой способностью. Они просто правильно произносили мантру, и звук этой мантры тотчас же создавал соответствующий грубый объект в материальном пространстве. Потому что, в конечном счёте, в основе всего материального творения лежит звук.

Токмо для начала нужно, либо мухоморами обожраться, либо огненной воды принять, либо обкуриться или просто уколоться. Для души, которая воспарит над телом, и явятся в восспаренном мозгу видения не виданные. Откровения от Христа, Магомета и более ранних небожителей.