Коммерциализация наукоемких технологий – это удивительный мир. Чудес и парадоксов в нем достаточно, чтобы удивить и Алису Льюиса Кэрролла, и Маленького Принца Антуана де Сент-Экзюпери. Ведь мир науки требует творчества, и мир финансов – тоже. А при их соединении получаются настоящие шедевры «логики взрослых». Такие мысли приходят в голову при внимательном изучении аналитических материалов по рынкам нанотехнологической продукции.
Например, известное аналитическое агентство «BCC Research» выделяет большое направление в развитии нанотехнологий – нанотехнологии для энергетики. И в разделе наноматериалов для этого направления доминируют … ферменты. Ошибки здесь нет: два энергетических продукта, для которых ожидается наибольшее потребление наноматериалов в 2017 году – это бензин и спирт. Но, если катализаторы и присадки имеют относительно небольшую долю в структуре цены качественного бензина, то промышленные ферменты при производстве спирта – одна из основных затратных статей. По прогнозу мировая экономика в 2017 году употребит «наноматериальных» ферментов почти на 10 млрд. долларов. Второе место по объему потребления занимают наноразмерно-тонкие пленки (около 3 млрд. долларов), затем идут наночастицы и нанокомпозитные материалы (1,1 млрд. и 800 млн. долларов, соответственно). Все логично.
А какие конечные продукты в приложении к энергетике рассматриваются экспертами в качестве перспективных в коммерческих прогнозах потребления нанотехнологий?
Если не считать уже упомянутых бензина и этанола, то безусловным лидером коммерческой гонки на ближайшие 2-3 года можно считать накопители энергии. Наноуглеродные материалы в электродах литий-ионных аккумуляторов позволяют существенно повысить эффективность этих устройств в целом. Суперконденсаторы из наноструктурированных материалов с большой удельной поверхностью уже сейчас показывают колоссальные характеристики по скорости зарядки и выдаваемой мощности. Дальше состязание выходит в фазу промышленных и управленческих технологий – кто дешевле наладит производство, кто больше сэкономит на логистике, кто точнее позиционирует продукт и быстрее организует продажи. Так или иначе, в 2017 году аналитики «BCC Research» предсказывают объем оборота накопителей электроэнергии с использованием нанотехнологий порядка 700 млн. долларов. Причем среднегодовой прирост по этому виду продукции ожидается на уровне 60 процентов!
Стоит отметить, что технологии для накопления/извлечения электроэнергии до сих пор продолжают совершенствоваться и на уровне научных исследований. По количеству публикаций в трех наиболее известных междисциплинарных журналах Nature, Science, PNAS эта тема сопоставима с фотовольтаикой – пакетом технологий, ключевым для солнечных батарей. При этом объем производства/потребления устройств на базе фотовольтаики в 2017 году рыночные аналитики оценивают почти на порядок скромнее, «всего» в 40 млн. долларов.
Нанотехнологиям в энергетике в 2015 году посвящена премия RUSNANOPRIZE. Выбор организаторов легко понять, если учитывать два вида экономических факторов: во-первых, стратегическое значение электроэнергетики в современной мировой экономической системе и, во-вторых, потенциал возможностей нанотехнологий и наноматериалов. Первая группа факторов обуславливает колоссальную потребность в новых продуктах, а значит, готовность финансово-экономических структур инвестировать ресурсы в развитие новых производств. Вторая же, научная группа факторов задает фундамент реалистичности, поскольку сегодня уже заметны результаты почти пятнадцатилетних усилий по форсированию исследований наноразмерных эффектов. Созданы новые технологические подходы, а по некоторым направлениям еще и новая база материалов и оборудования. В энергетике от нанотехнологий, действительно, можно ждать прорыва. Посмотрим на результаты конкурса RUSNANOPRIZE 2015. Возможно, они дадут намек, какое именно чудо изменит жизнь людей в ближайшие 2-3 десятилетия.
Справка о Премии RUSNANOPRIZE.
Международная премия в области нанотехнологий RUSNANOPRIZE учреждена в 2009 году «РОСНАНО» – одной из крупнейших мировых инвестиционных компаний в инновационной индустрии и присуждается за научно-технологические разработки или изобретения в сфере нанотехнологий, внедренные в массовое производство с годовым объемом не менее $ 10 млн. как российским, так и иностранным гражданам.
С 2009 года она ежегодно присуждается по одному из четырех научных направлений: «Наноматериалы и модификация поверхности», «Медицина, фармакология и биотехнологии», «Оптика и электроника», «Энергоэффективность и «зеленые» технологии». Лауреат выбирается голосованием Международного комитета по присуждению Премии.
Премия призвана содействовать:
- развитию экспериментальных и прикладных научных исследований и разработок в области нанотехнологий;
- интеграции потребностей бизнеса и интересов научного сообщества;
- признанию опыта разработки и практического применения нанотехнологий;
- международному сотрудничеству в данной отрасли.