Вопросы веры здесь ни при чемДекларируемое возрождение в России духовных ценностей вылилось в чисто кулуарный, келейный передел/беспредел: рейдерский захват исторических ценностей с их передачей/прикрытием церковному руководству. «Духовная» близость священнослужителей оказалась не с паствой, а с государственными чиновниками, заинтересованными лишь в одном – в минимизации персональной ответственности за то, за что, собственно, они получают зарплату.
И когда возникло противодействие этому акту пещерного вандализма (разделение собственности/принадлежности церковной и светской в том же Риме было проведено указом императора еще тысячу лет назад), то посыпались «доказательства» не вопроса веры, а «доказательства» частных атрибутов веры.
Для кого?
Для верующих не было проблемы, все знают, в Исаакиевском соборе действует придел Александра Невского.
Попробуем провести аналогии с Собором Св. Петра в Ватикане. Интерьер Исаакиевского Собора представляет собой уникальное собрание работ Брюллова, Басина, Бруни, а также других великих русских художников, скульпторов и мастеров мозаики. Их видеть имеют право не только православные. В соборе Св. Петра, в частности, в правой капелле - мраморная Пьета Микеланджело. Католики, по случайности, понимают, что это не только им интересно. И представители других конфессий, с одной стороны, не обязаны соблюдать чуждые им ритуалы, чтобы осмотреть храм. А с другой стороны, желающие посетить правую капеллу поставлены перед необходимостью покупать билет. То есть Basilica di San Pietro Vaticano сочетает в себе крупнейший католический храм и платную экспозицию, как и Исаакиевский Собор до настоящего момента.
Если Вам довелось побывать в Ватикане, Вы не могли не заметить небольшую очередь, простирающуюся примерно до границ государства..))) А также, как минимум, три кольца секьюрити вокруг собора. Мне посчастливилось заехать в Ватикан (и зайти в собор) со служебного входа, и я видела, с какой серьезностью обеспечена безопасность и людей, и произведений искусства. Кто возьмет на себя эту задачу в Исаакиевском Соборе? Церковные бабушки? Или нищие на входе? Покуда он музей, там есть хоть какая-то сегрегация перед кассами, турникеты, охрана. Вандализм и теракты в Питере, увы, случались уже неоднократно…
Интерьер Исаакиевского Собора на сегодняшний день выглядит, скажем так, не канонически. То есть упомянутые шедевры представлены как экспонаты музея, а не иконы. Там есть много чего, что представляет некоторую скромную культурную ценность. Вероятно, все это ожидает та же участь, что и орган Смольного Собора, который был «демонтирован» (в менее обтекаемой формулировке - разрушен) в связи с передаче собора РПЦ. Уничтожение органа такого уровня - вандализм геростратовского масштаба.
За чей счет?
Были попытки представить передачу Исаакиевского собора РПЦ в примирительной, благодушной тональности, апеллируя к тому, что, дескать, вход теперь станет бесплатным. «Бесплатным» Исаакий был, то есть находился на самоокупаемости, причем окупался за счет иностранных туристов в большей степени, чем граждан РФ. Теперь он будет бесплатным для туристов, а оплачивать расходы на содержание будут жители Санкт-Петербурга. Полтавченко (в стиле «Йа, йа Кемска волость») действует по принципу «не свое – не жалко» :)))
То есть, желающие посетить Музей Четырех Соборов вносили пренебрежимую сумму за вход и различную, в зависимости от языка обслуживания и прочего, плату за услуги. Дополнительных субсидий от города и страны не требовалось. Что, казалось бы, вполне логично. Потомки тех людей, которые ценою сотен тысяч жизней отстояли храм во время блокады, (хотя бы в качестве маленького комплимента) были освобождены от расходов на реставрацию и поддержание собора в достойном состоянии. А, к примеру, те люди, чьими предками некогда было принято убежденное решение храм разрушить, как то открыто артикулировалось в военных документах Германии и Финляндии, не сломались бы и впредь отслюнявить эту ничтожную сумму. Теперь же сохранение памятника будет осуществляться за счет налогов от жителей Санкт-Петербурга, а все остальные будут ходить туда бесплатно. Ах да, конечно, там будут поставлены трогательные урночки «на содержание храма», куда любой желающий сможет снисходительно швырнуть a couple of euros :))) Логично? :)))
Какими методами?
Очень сомнительно в этом контексте звучит «диалог» с Пиотровским http://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/PRESS/news_29/?lng=ru
Можно было бы выразить признательность за выставки Сюрреализм в Каталонии, Прадо и массу других интересных событий в Эрмитаже, а можно плеваться ядом по поводу неудачной выставки работ Яна Фабра. «Аргумент» про Фабра мы все услышали сразу, как только Пиотровский высказал свое мнение. Как Вы помните, сформулирован он был на грани хамства, в духе «занимайся своими выставками и не суй свой нос не в свое дело». Казалось бы очевидным, что человек, возглавляющий крупнейший музей России и один из десяти крупнейших музеев мира, не частное лицо, чьи художественные вкусы можно критиковать в личной беседе, а, в данном контексте, персона, репрезентирующая Искусство в Государстве, что-то вроде гессевского Magister Ludi). В этом смысле, хамство, прозвучавшее в СМИ по отношению к нему – очередной плевок церкви в сторону мировой художественной культуры в целом. Какое изящное продолжение ряда - анафема Льву Тостому, канонизация Николая II...
Какова цель?
В какую сторону указывает вектор - Духовность и Вера, или Деньги и Власть? Ответ кажется самоочевидным. Считаю происходящее проявлением грубой алчности. Так, совсем чуть-чуть, отошли от Евангельских идеалов... Комментарии:Пока комментариев нет. Станьте первым! |