Динамический Элемент ЖизниШевелится, значит живой.
Введение
Ещё молодым научным сотрудником, я слышал о легендарных исследователях, которые на глаз определяли длину волны света при калибровке спектрометров, которые наощупь определяли степень зеркальности поверхности кристалла, которые на слух замечали неисправности в приборах и двигателях. Да и сам иногда находил неисправности в электронике на нюх, а нервами «чувствовал», если при доводке зеркальной поверхности кристалла в алмазном микронном порошке попадалась крупинка 15 микрон. Многие эти навыки потеряны и переданы приборам и инструментам. Но, как оказывается, и в измерительной области не всё человеческое может быть превышено и заменено самыми чувствительными из созданных приборов. И как будет показано, компьютерам ещё далеко до человеческой чувствительности к гармонии, т.к. для такой чувствительности им надо сначала стать живыми (а уж потом пытаться стать Разумными). И, возможно, астрофизикам в поисках братьев по разуму надо бы послушать эфир – вдруг услышат музыку с какой-нибудь звезды. И вообще в астрономы, которые оторвались от реальности и запутались между «чёрных дыр», надо набирать людей с идеальным слухом.
Краткая предыстория анализа Жизни
Базовые Научные Представления строятся, естественно, живыми людьми и тем самым, естественно, отражают Виденье Жизнью Природы. И этот субъективный фактор не только нельзя выбрасывать из рассмотрения, его надо обязательно учитывать, как интуитивно люди учитывали и до введения количественной (численной) характеристики Логарифмическая Относительность (1), и при построении Классической Физики, и при построении Теории Относительности, и при построении Квантовой Механики. Сам Логический Формализм, сами Базовые Физические Модели, сама Математика, описывающая процессы в виде формул, строились, отталкиваясь от Наблюдателя и реакции объекта на воздействие Исследователя. Строилась, таким образом, как отражение в живом человеке, в его Сфере Сознательного Знания Физической Реальности. И именно поэтому чисто абстрактная Математика важна для самой Математики, но её применение в Физике в отрыве от Реальности легко может привести к фикции, к несуществующим представлениям о Природе. Что мы и имеем в современной Космологии и Физике Элементарных Частиц. А в практической физике типа Физика Полупроводниковых Приборов такие голые абстрактные теории практически используются лишь для декорации и для одурачивания обывателя.
И возникает любопытный парадокс – живой человек строит представления о Жизни, то бишь, в конечном счёте, о самом себе. В этом, формально, нет особого противоречия. Но с учётом Логарифмической Относительности, мы вполне можем ожидать, такой же бесконечной глубины вопроса, как и о самой Природе. И, поэтому, важно использовать всю полноту Методологии Науки, чтобы не допустить хотя бы тех ошибок, которые мы уже насовершали, постигая ЭЛЕМЕНТАРНУЮ ПРИРОДУ – неживую. А на выбранной глубине рассуждений требуется САМОСОГЛОСОВАННОЕ решение проблемы.
Эвристически перекидывая «мостик» между известными фрагментами Сферы Сознательного Знания, исследователи обычно упрощают – используют линейные аппроксимации свойств между двумя точками. Это упрощает задачу описания, но иногда, как с тем же НАНО, приводит к выбрасыванию из рассмотрения существенных особенностей, характерных «упрощённому» масштабу. Это в полной мере относится и к определению понятия ЖИЗНЬ, корни, зарождение которой, кстати, также относятся к НАНО-масштабу (на настоящей глубине осмысления)
Физическое определение Жизни пока что не было дано, и её физический анализ «скромно» обходят стороной. О Жизни «позволено» рассуждать философам, говорят зоологи и биологи. Утверждение о том, что физиология (от др.-греч. φύσις — природа и λόγος — слово) — наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё, также не совсем корректно, т.к. также стороной обходит суть физики Жизни.
Т.е. большинство рассуждений идут вокруг и около сути Жизни и относятся лишь к её проявлениях. Наиболее глубоко, но тоже в строго заданных рамках, об исполнительных функциях ЭЛЕМЕНТА жизни – живой клетки рассуждает специальный раздел биологии – цитология. При этом, естественно, привлекаются методологически и химия, и физика. Но опять же, ограничиваясь узкими рамками её проявления и узко специфического применения. Так на Нобелевских чтениях 2003 года («Наука и прогресс человечества», Россия, Санкт-Петербург, 16.06-21.06.2003 г.) профессор А. Джайвер прочитал лекцию о техническом применении живой клетки: «Электрический биосенсор», а профессор А.Хигера – о медицинском применении физики клетки: «Генные сенсоры: распознавание специфических заболеваний ДНК». Беда нашего денежного времени проявилась и в познании жизни: между голым, абстрактным философствованием и фундаментальной физикой образовалась «чёрная» дыра.
А так как Базовое Физическое Представление о Жизни пока что не было сформулировано, то специалисты из разных разделов науки лишь подразумевая его (каждый по своему), делают определения не по сути, а по атрибутике Жизни.
Поэтому существует более ста определений понятия «жизнь», и многие из них противоречат друг другу. Жизнь может определяться через такие слова как «система», «вещество», «сложность (информации)», «(само-)воспроизведение», «эволюция», и т. д. Минимальное определение, согласующееся со 123 определениями: жизнь это самовоспроизведение с изменениями.
В упомянутой выше «чёрной» дыре забрезжил просвет, когда выдающиеся физики взялись за абстрактную Игру «Жизнь». Взялись в связи с чисто физической проблемой – тепловой смертью вселенной, что связано с невероятностью не только жизни, но и с невероятностью случайного образования одной достаточно сложной органической молекулы. А органических молекул Природа создала немало, да и то Жизнь возникла, а саму возможность создания Жизни из мертвой материи мы доказываем постоянно своим существованием. Ранее аргументация виталистов в XIX веке не учитывала, что в мертвой материи возможно хранение информации — программы, которая может изменить мир. Игра «Жизнь» изначально допустила существование Живых клеток и! получила их размножение/развитие. Хотя вопрос о первой живой клетке не поднимала, так же как фон Нейман не поднимал вопрос о создании первого робота, который начнёт собирать другие.
Опять же в игре «Жизнь» анализировались лишь физико-математические основания вероятности возникновения органического соединения и ДНК. Т.е. опять же не Физика Жизни, а Физика возникновения сложного химического соединения. И решение было найдено в виде построенного Джон Хортон Конвей клеточного автомата, который давал рост вероятности образования сложного соединения при накоплении (и сохранении) информации в первоначально случайно возникших кластерах, так называемых конфигураций и классов конфигураций (например, для двумерной плоскости – глайдер или планер). А наш коллега Козеев в публикации на сайте НОР показал, что прародителем биологических соединений является фуллерен.
Создатели Игры «Жизнь» полагали, что «брешь» между Жизнью и неживой Природой заполнена. Но за рамками самой Игры «Жизнь» было и первоначальное деление клеток на живые и мёртвые, а Главное – не была определена физически Жизнь.
Гениальный Джон фон Нейман изначально как бы сразу перепрыгнул от просто возникновения жизни к возникновению разума, а Конвей лишь прыжок сделал покороче – начал с самоорганизации клеток. Так что фактически физики живой клетки не было построено (и сохранение этой «мистики» считалось необходимым – относилось к прерогативе Творца-Бога). Но «щель» межу Разумом и Жизнью так и осталась не заполнена. Осталась не заполнена т.к. из рассмотрения фактически был исключён важнейший Элемент Жизни – Динамический! Анализировалась динамика конструкции из клеток, а не ЭЛЕМЕНТА Жизни – клетки.
Так, оторвавшись от реальности, фактически Игру «Жизнь» из нового методологического инструмента описания Природы превратили в субъективную Игру «Ума», игру для «избранных» умов. Игру «Жизнь» стали пробовать использовать даже для описания Вселенной – Клеточная Вселенная. Но Искусственный Интеллект уже показал, что в любой Игре, т.к. она по определению имеет ограничения – искусственные правила, ИИ человеческий интеллект превосходит, и не за горами то время, когда ИИ понастроит и сам кучу своих «Клеточных Вселенных» и «Жизней».
Более того, один из видных развивателей Игры «Жизнь» Стефан Вольфрам фактически построил «Математический Ум» (Wolfram Mathematica), который низвёл «избранные» умы до рядовых развивателей абстрактных примитивных (не транслируемых) моделей за пределами их применимости, а его самого в коммерсанты – денежная составляющая оказалась выше нарушения его «Математическим Умом» принципов математики. Почему наше сотрудничество и прекратилось – после благодарности мне выставили счёт за то, что я, найдя ошибку в расчётах Wolfram Mathematica, использовал её же для демонстрации ошибки. Да и в идейном плане, оторвавшись от реальности, Стефан из партнёра перешёл в разряд моего оппонента (2)
И, как будет показано ниже, парадокс в том, что и из абстрактных умопостороений Ум Человека фактически исключили. То, что гениальный Термен мог придумать и даже делать, даже не задумываясь о Принципах (которых до сих пор и не сформулировали), не под силу до сих пор ни одному компьютеру. А то, что гениальный фон Нейман почувствовал существенную роль Разума в формировании жизни, ещё предстоит понять в будущем. Но пока надо понять, с привлечением, а не исключением, Человеческого Ума, природу Жизни, жизни свершившейся – живой клетки.
При этом, как показано в первой главе книги «Продвинутые Базовые Научные Представления», совокупность этических категорий «Бог» не входит в набор Научных Представлений. Так что обнаруженную в них брешь требуется заполнить дополнительным, чисто Научным Представлением. Отсутствие же такового приводило к тому, что из результатов физических экспериментов над живой клеткой, как видно из помянутых нобелевских лекций, выбрасывалось главное.
Физика Элемента Жизни (клетки)
Президент АН СССР академик Александров был видимо последней НАУЧНОЙ ГОЛОВОЙ нашей Академии – он СМЕЛ иметь СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ о любом разделе Науки (и об общественной жизни, тоже). Поэтому всякие там комиссии по борьбе с лженаукой ему нужны были лишь как технический инструмент. Допускать секретутку какой-то там комиссии до озвучивания или дискредитации ИДЕЙ он не считал нужным (урок с Джугашвили, как секретутка стала главой государства, видимо он хорошо усвоил). Поэтому в теледебатах по поводу биополей он принял участие сам. И увлёкшегося биополями молодого (тогда) академика Овчинникова положил на обе лопатки одной фразой: «Если биополе – поле, то его можно померить!». Но объективно померить то, что называют биополем, не могут до сих пор. Не могут, потому что исключили такой совершенный инструмент как Человек из Измерений! И не только в биологии. В той же медицине лишь уникальные врачи типа профессора Шабалова СЛУШАЮТ пациента (в том числе и его речь) внимательно и почти что со стопроцентной вероятностью «попадают в болезнь». А формальное привлечение и новейшей медицинской техники этого гарантировать не может (за то гарантирует отчётность). Тем не менее, медицина пытается лечить Человека. Пытается даже лечить с помощью психиатрии его мозги. Но польза от этого весьма относительная – в основном идёт процесс накопления знаний о новых болезнях и их эмпирическая систематизация (типа катастрофический рост числа слабоумных новорождённых после перестройки в современной бизнес-России). А причина всё та же – нет Базового Научного Представления о Жизни, даже об ЭЛЕМЕНТЕ Жизни – клетки.
Отсутствие Базового Представления о Жизни и у Александрова помешало ему самому понять, то, что пытался рассказать Овчинников, а самому Овчинникову – помешало связно объяснить некие попытки получения результатов примитивных экспериментов.
И вообще, само существование мистики в какой-то мере отражает наше поверхностное понимание Жизни. Тем более, существование гипноза, воздействие на человека произведений искусств и музыки, провоцирование массовых психозов и оранжевых революций. Во всех перечисленных сферах жизнедеятельности людей существуют свои школы и свои методы, опирающиеся не на глубинное понимание процессов, а на знание ВЕРОЯТНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ. Им же следуют и знахари, и «продвинутые» врачеватели, использующие акустические и электромагнитные колебания и даже музыку.
Великий физик Альберт Эйнштейн, хотя и «искривил» наше пространство-время неведомо в чём (чтобы спрямить логарифмическую относительность до линейной), искал ответы, тем не менее, в реальности. Искал в ней скрытую от его «искривлённых» глаз гармонию. Поэтому-то он и обратился к альтернативному Гению – Термену, научившемуся «механически» создавать ЖИВУЮ музыку (до сих пор неведомо как он заменял пианиста-композитора аналоговым устройством – с помощью компьютеров получается жалкое подобие живой – «правильная» музыка) с просьбой озвучить элементарные геометрические фигуры. Термен не поддержал идею Эйнштейна. Хоть Эйнштейн был и на правильном пути, он был далёк от того, что надо было озвучить. Термен это почувствовал-понял, а теперь это очевидно. Современные компьютерные программы CorelDRAW и Sound Forge имеют совместимое dat-расширение, что позволяет без труда трансформировать графику в музыку и наоборот. Это позволяет эйнштейновскую задачу легко решить. Но из элементарных геометрических фигур мы получим лишь зубодробительные звуки (типа клацанья шагового двигателя поворота дифракционной решётки, который я вычленил из прецизионных ИК-спектров). А человеческий слух «настроен» на иную МУЗЫКУ. Тем более абсолютный, который легко отличает фальшь компьютерной подделки от Моцарта, Рахманинова и Мусоргского.
Ключ к пониманию, что ЭЛЕМЕНТАРНОЕ (то бишь транслируемое) не есть ПРИМИТИВНОЕ, и проблеме понимания Жизни дала Нобелевская премия, данная «не за то». «За то» дать «постеснялись». Премия была дана за упомянутые выше в нобелевских чтениях исследования реакции живой клетки на различные воздействия. Но помимо наблюдаемых и хорошо проанализированных долговременных (около 10 часов) электрических откликов клетки на механические и электрические воздействия постоянно наблюдался некий шум, который не поддавался математическому анализу. И тогда один из участников эксперимента предложил прослушать запись этого шума через наушники. И лектор, включил эту запись нам – слушателям. И в зал к нам полилось тихое адажио. Для себя я эти звуки сразу определил как гармонические колебания, непрерывно меняющиеся без нарушения гармонии. Но лектор «пошёл дальше». Он дал прослушать эту запись своему другу профессиональному пианисту и тот записал эту МУЗЫКУ в нотах. Нотную запись этой МУЗЫКИ Живой клетки нам лектор и представил на экране.
С одной стороны, «сухие клеточные расчёты» Игры «Жизнь» дают целый набор меняющихся во времени фрагментов роста клеток, в том числе и осцилляторный. Но, эти полученные в рамках Игры «Жизнь» категории не для отдельной клетки, а для её «размножения». А Жизнь в отдельной клетке скажем головного мозга останавливается при отсутствии кислорода в течении 3 минут. Кислородное «топливо» расходуется клеткой, в основном, для выполнения ею внешних функций, а также для роста и разделения, но эти процессы гораздо медленнее, к тому же связаны с изменением массы клетки. Собственно её Жизнь поддерживается кислородным топливом практически без изменения массы и угасает очень быстро. Так что такими безмассовыми процессами являются обнаруженные «музыкальные шумы». Это электромеханические колебания – медленные, соответствующие объекту нано-масштаба акустические поляритоны, но не просто на одной частоте, а с гармонической девиацией. Поляритоны принято связывать с оптическими фононными ветвями, названными оптическими, т.к. их энергии для объектов и периодов трансляции порядка межатомных расстояний в кристалле соответствуют видимым и ИК фотонам. Но для объектов нано-масштаба и эти оптические фононные ветви дают поляритоны акустического диапазона.
Рис.1. Модель возникновения поперечных и продольных оптических фононов на акустической ветви (и соответственно, поляритонов) при увеличении размера транслируемого элемента вдоль одной оси.
Так что клеточные теории упустили главное – возникновение и накопление неслучайного движения, в грубом приближении – осциллятор осциллятора, «запоминание» динамики – «Песни ДНК»! Поляритоны «Песни ДНК» низкочастотные и по обычным меркам – слабозатухающие, даже в мозговых клетках, где «Песня» самая сложная, за 30 с они имеют длину пробега десятки километров, а за «Время Жизни» (удивительное совпадение технического термина, характеризующего затухание гармонического осциллятора, не правда ли) 3 минуты – сотни километров! Поющая «струна» очень хорошо «закреплена». Но без кислородного топлива этот акустический «генератор» не работает. Но, опять же, в грубом приближении – клетка, находящаяся без кислородной подпитки, может жить гораздо дольше, если на неё оказывается нужное электромеханическое воздействие. Маятник механического будильника, у которого кончился завод, будет качаться, если его потряхивать, а пацан на войне, трясущий тяжелораненого друга, может продлить ему жизнь. И вообще, то, что музыку мы, как говорится, чувствуем каждой клеточкой, не далеко от истины: даже на рефлекторном уровне говорят, что под определённую музыку «ноги сами идут в пляс», а молодёжь на танцполах, при добавлении колебаний интенсивности света бьётся в конвульсиях. Музыкальный аккомпанемент в фильмах задаёт нужное настроение/восприятие, а, как хорошо показано в сериале «Зечка», несколько идеальных нот хорошо поставленного голоса могут заставить замереть даже Зону. То, что музыка помогает думать Гениям, непрофессиональным Музыкантам тоже известно, а Гений Термен, будучи и профессиональным пианистом, можно сказать родил терменвокс, генерирующий Живую Музыку. Так что анализ воздействия элементов гармонии из Живой Музыки просто необходим для гармоничного функционирования организма индивидуума (3).
Но сам по себе пакет поляритонов с малым затуханием, компенсируемым кислородной подпиткой, обеспечивающей их бесконечное время существования, ещё не есть Жизнь. Такой гармонический набор поляритонов просто строго соответствует геометрическому устройству клетки. Так что его существование является лишь необходимым, но не достаточным условием СУЩЕСТВОВАНИЯ Жизни. И он также может быть получен в рамках Игры «Жизнь», при её модификации: в пространстве волновых векторов (как показано на рисунке), а не в геометрическом пространстве. Он просто может быть использован для объяснения реакции клетки на воздействие, а формируемые этим пакетом поляритонов солитоны легко описывают передачу нервных импульсов. В принципе, даже компьютер можно собрать на этих гармонических пакетах поляритонов. Но и это ещё не есть ЖИЗНЬ. Живое адажио указывает, что набор поляритонов Жизни, т.е. как частот, так и форм (структур) клетки циклично-непрерывно меняется (пока есть кислородное питание), т.е. в клетке циркулирует поляритонная волна, но несколько несоразмерная с клеткой. А вот это и есть ЖИЗНЬ внутри клетки, которая вырывается наружу (делится), когда накапливается достаточно большая разница фаз.
Вместо заключения – Гармония
Элементарный гармонический анализ подразумевает разложение сложных колебаний на отдельные частоты. Но, как известно, человек способен тонко чувствовать гармонию сложных возбуждений, как акустических, так и оптических. Исходя из логарифмической относительности, в принципе, возможно существование более сложного, чем отдельная волна, колебания, присутствующего как в музыке, так и в живописи, и в архитектуре. Не случайно на конкурсе пианистов имени Мессиана в Париже была представлена и Архитектурная Музыка, в частности музыкальное произведение «Собор Парижской Богоматери», которое к счастью не сгорело. Но, важнее всего, представляется, найти гармонию человеческих отношений. В ней – Жизнь Общества Людей, а без неё – Смерть.
Ссылки
1. http://www.rusnor.org/pubs/articles/15503.htm
Прикреплённые файлы:
Комментарии:Пока комментариев нет. Станьте первым! |