Нанотехнологии называют прорывом в развитии человечества. Уже создается принципиально новый вид вооружения – нанороботы, способные осуществлять разведывательные и диверсионные спецоперации, в том числе и вывод из строя ракетно-ядерного оружия. На пороге – открытия в медицине, биологии, информационных технологиях. Каково место России на международном рынке нанотехнологий? Об этом рассказывает генеральный директор концерна “Наноиндустрия”, директор Института нанотехнологий Международного фонда конверсии, академик РАЕН, доктор технических наук Михаил Ананян
– Михаил Арсенович, госкорпорация “Роснанотех” объявила о финансировании ряда проектов, ориентированных на промышленное производство нанопродукции. Когда мы сможем ею воспользоваться?
– Ряд проблем снижает эффективность этих усилий. Первая и главная из них заключается в том, что в России практически отсутствует внутренний рынок нанопродукции. Руководители большинства предприятий машиностроительного комплекса, энергетики, автопрома, промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального хозяйства мало того, что не информированы о научном и прикладном потенциале нанотехнологий, но и, как правило, воспринимают в штыки предложения о возможном сотрудничестве.
– Чем же объясняется их консерватизм?
– Тем, что на предприятиях, за небольшим исключением, отсутствует подготовленный инженерно-технический персонал, который способствовал бы внедрению нанотехнологий. Нет и необходимого специализированного технологического оборудования. Поэтому инновационные возможности нанотехнологий не закладываются в новые проекты и разработки, в регламенты и стандарты. В результате базовые отрасли промышленности в России все больше отстают от современного технологического уровня.
Как ни парадоксально, но специалисты в области нанотехнологий не востребованы промышленными предприятиями. Лишь небольшая часть молодых российских ученых может найти работу в академических институтах или поступить в аспирантуру. Остальные вынуждены работать не по специальности либо стараются уехать за границу. По данным профсоюза научных работников России, за последние десять лет работу за рубежом нашли от 500 до 800 тысяч ученых, в том числе и те, кто мог бы составить цвет отечественной нанотехнологии.
Сегодня, когда государство замахнулось на подготовку к 2015 году 150 тысяч специалистов-нанотехнологов, необходимо ответить на вопрос: как обеспечить их работой?
– Если речь идет о переподготовке инженеров на предприятии, значит, в России уже достаточно наноразработок для серийного производства?
– Существует огромная дистанция между научными разработками и их непосредственным использованием в инженерной и производственной практике. Замечу, что эта проблема в значительной степени связана и с принятой государством практикой финансирования работ в сфере нанотехнологий. Сегодня все бюджетные средства, выделяемые на развитие и внедрение нанотехнологий, в основном монополизированы двумя ведомствами – Минобрнауки и ГК “Роснанотех”.
– Разве это так уж критично?
– Давайте посмотрим, как все организовано у тех, кто в этом направлении работает успешно. Десять лет назад в отчете консультативного комитета по науке и технологиям при президенте США было записано: “США не могут позволить себе оказаться на втором месте в этой области. Страна, которая будет лидировать в области разработки и применения нанотехнологий, будет иметь огромное преимущество в экономической и военной сферах в течение многих десятилетий”. Эта позиция блестяще подтверждена в известном выступлении президента США Обамы в Американской академии наук в мае 2009 года.
Особенность американского стратегического плана в системном видении и охвате комплекса проблем, связанных с нанотехнологиями. Планом также предусмотрено, что выделяемые правительством средства распределяются между 13 ведомствами, включая агентства-эквиваленты наших министерств, такие, например, как агентство по энергетике, транспорту, сельскому хозяйству, торговле, здравоохранению.
– То есть каждое ведомство имеет собственные средства на развитие нанотехнологий и свою зону ответственности?
– Именно так. И знаете почему? Потому что никто лучше профессионалов, знающих проблематику ведомства изнутри, не решит, как эффективнее расходовать выделенные средства, в развитии какой отрасли на конкретном предприятии нанотехнологии дадут решающий результат.
Российская же практика далека от этого. Переговоры о нанотехнологиях, о развитии наноиндустрии с руководителями департаментов в ряде министерств оставляют унылое впечатление от общения с людьми, поскольку: а) они в данном вопросе некомпетентны, б) не располагают целевыми средствами, в) никто из них не несет ответственности за результат. Мы очень надеемся, что жесткая позиция президента России изменит отношение государственного аппарата, министерств, руководителей предприятий к созданию российской наноиндустрии.
– А научные мысли имеют продолжение?
– Конечно! Членами Национальной ассоциации наноиндустрии уже получены значимые практические результаты. Так, в Тамбовском государственном техническом университете в сотрудничестве с ООО “НаноТехЦентр” и тамбовским ИТЦ “Машиностроение” построен реактор синтеза углеродных нанотрубок. Их производство идет уже в промышленном масштабе. Один из таких реакторов поставлен в Японию. Готовится к серийному производству наномодификатор бетонных смесей, применение которого улучшает физические свойства бетона.
В головном научном центре Российской академии сельскохозяйственных наук налажен выпуск наноразмерных гидроксидов алюминия в виде бемита и корунда. Обработка бемитами стоков промышленных предприятий и животноводческих комплексов уменьшает загрязненность до норм, допускающих сброс стоков в канализацию. При использовании этой технологии коррозионные потери металлических деталей сельхозтехники уменьшаются в 2–8 раз!
В центре научных исследований инновационных материалов и технологий “Диском” производятся наноструктурированные материалы, повышающие износостойкость контактов в полтора-два раза. Эта работа открывает новые возможности для РЖД, энергомашиностроения, электротехнической и кабельной промышленности.
К сожалению, массовое внедрение этих результатов в производство тормозится по причинам, о которых я сказал выше. Как ни обидно, но российскими разработками в сфере нанотехнологий сегодня больше интересуются зарубежные фирмы. Поскольку видят для себя прямой коммерческий интерес. Национальной ассоциацией наноиндустрии установлены контакты с компаниями Италии, Испании, Германии, Франции, Турции, Сирии, Коста-Рики, Сингапура, Чили. Например, по заказу турецкого холдинга выполняется проект по созданию биоразлагаемых упаковочных материалов.
Вместе с тем пройдет еще 5–6 лет, и мы на мировом рынке нанотехнологий никому не будем нужны. Сегодня доля России на нем составляет 0,04 процента!
Лариса Синенко Россия