Даешь наноспецназ!29.03.2010 Беседа корреспондента сайта STRF.RU Марии Морозовой с генеральным директором ЗАО «Концерн “Наноиндустрия”» Михаилом Ананяном.
Михаил Арсенович, несмотря на кризис, Вы дали на сайте Вашей организации объявление о приёме на работу химиков-технологов, конструкторов, электронщиков, программистов. Как Вы оцениваете ситуацию с подготовкой кадров в области нанотехнологий? Прежде всего, неожиданно для меня самого пошёл поток заявлений, в основном, от молодых специалистов, недавно окончивших вузы. Изучая их резюме, мы обратили внимание на следующее обстоятельство. Вот один человек окончил институт по специальности с приставкой «нано». Где он работает сегодня? В банке. Другой — занимается логистикой. Третий — в ларьке чем-то торгует. То есть возник следующий парадокс: юные дарования, имеющие квалификацию в области нанотехнологий, не востребованы промышленными предприятиями, так как там нет специалистов, которые могут поставить задачу, ввести их в мир реальных нанотехнологий, обеспечить необходимым инструментарием. Лишь малая их часть может найти работу в академических институтах или поступить в аспирантуру. Остальные вынуждены работать не по специальности, либо стараются уехать за границу. Несколько лет назад мы обсуждали эту проблему с академиком Юрием Третьяковым, одним из самых серьёзных специалистов в области нанотехнологий. «Юрий Дмитриевич, — говорю я, — Вы в год выпускаете примерно 25 специалистов высшего класса. Есть такое предложение — создать в городе Фрязино Центр наноэлектроники. Давайте возьмём два Ваших выпуска и сразу сделаем мощный кластер?» Он отвечает: «Понимаете, у них проблема — негде жить. Многие уезжают за рубеж». Тогда мы обратились с письмом к губернатору Московской области с просьбой построить жилой дом для молодых специалистов во Фрязино. Была надежда — мы их там всех переженим, и через пару лет появится команда профессионалов-нанотехнологов. Однако ответа никакого не последовало. По данным профсоюза научных работников России, за последние десять лет работу за рубежом нашли от 500 до 800 тысяч российских учёных, в том числе и те, кто мог бы составить цвет отечественной нанотехнологии. И сегодня, когда государство декларировало подготовку к 2015 году 100–150 тысяч специалистов-нанотехнологов, необходимо всё-таки ответить на вопрос, как обеспечить их работой, как не потерять их для будущей наноиндустрии.
Это довольно неожиданный аспект проблемы с кадрами для нанотехнологий. И что же делать? Руководители большинства предприятий машиностроительного комплекса, энергетики, агропрома, промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального хозяйства мало того, что не информированы о научном и прикладном потенциале нанотехнологий, но и, как правило, воспринимают в штыки предложения о возможном сотрудничестве даже в части их применения непосредственно в интересах самих предприятий. Это обстоятельство в значительной степени объясняется тем, что на предприятиях, за небольшим исключением, отсутствует подготовленный инженерно-технический персонал, который по своей квалификации способствовал бы внедрению элементов нанотехнологий как в технологические процессы, так и в выпускаемую продукцию. Соответственно, отсутствует и необходимое для этих целей технологическое оборудование. Поэтому инновационные возможности нанотехнологий не закладываются в новые проекты и разработки, в регламенты и стандарты, чем обеспечивается всё большее отставание базовых отраслей промышленности от современного технологического уровня. Мне кажется, что давно назрел вопрос о качественной переподготовке дипломированных специалистов на промышленных предприятиях, в отраслевых институтах, в социальной сфере. Наверное, с него и надо было начинать, чтобы подготовить интеллектуальный и технологический базис для приёма молодёжи. Об этом мы говорим много лет и на всех круглых столах, и на конференциях, и в печати. На базе технопарка «Слава» мы решили организовать Центр профориентации в наноиндустрии (ЦПН). Цель его создания — внедрить в сознание инженерного сообщества представлений о нанотехнологии как о радикальном средстве модернизации отечественной промышленности. Центр будет заниматься переподготовкой специалистов в области строительства, сельскохозяйственного производства и социальной сферы. Очевидно, что в деятельности центра заинтересованы как предприятия, так и научно-промышленные центры, профсоюзы. Центр профориентации в наноиндустрии начнёт свою работу в 2010 году. При этом в ЦПН будет и программа дистанционного обучения специалистов, тем более что мы имеем в регионах серьёзную методологическую поддержку в лице одиннадцати государственных университетов, являющихся членами Национальной ассоциации наноиндустрии.
Как Вы оцениваете молодых специалистов, которые приходят устраиваться на работу в Концерн? В общем, по-разному. Часть из них сразу объявляет, что рассчитывает на карьерный рост и повышение заработной платы. При этом старается минимизировать время пребывания на работе. Что ценно — почти все они уверенно пользуются компьютером и неплохо знают языки. К сожалению, сейчас среди молодёжи распространена такая психологическая установка: не работать на одном месте больше года. Поэтому, придя в стабильный работоспособный коллектив, такие специалисты через два месяца начинают искать в Интернете, где бы им побольше заработать. Все эти попрыгунчики в конце концов мало чему научатся. Они сегодня получат маленькую выгоду, не более того — и никогда не станут серьёзными специалистами. С учётом этих факторов, отбор у нас довольно жёсткий, зато те, кто остаётся, действительно увлечены своей работой, тем более что мы ставим перед ними реальные задачи, и успех в их решении — это и их карьерный рост, и будущие диссертации, и постепенное наращивание социального пакета.
Выпускников каких вузов Вы берёте на работу? К нам приходят из МГТУ им. Н. Э. Баумана, из МЭИ, МИРЭА, МИФИ, МИСиСа. Недавно мы участвовали в ярмарке вакансий в Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова. Там записалось к нам на интервью 18 человек. Сейчас будем смотреть, кого из них возьмём на работу.
Но кому Вы всё-таки отдаете предпочтение? Наверное, получившим профильное образование по нанотехнологиям? Вы знаете, всё в мире относительно. Я считаю — базовое образование необходимо, но дальнейшая специализация профессионала в большой степени зависит от его личной увлечённости работой по направлению «нанотехнология». Многофакторность нанотехнологии выделяет её как специфическую область междисциплинарных научных и инженерных знаний. Поэтому вопрос подготовки соответствующих научных, инженерных и рабочих кадров требует разработки нетрадиционных специальных образовательных программ разного уровня. Это курсы лекций, лабораторные работы и учебные пособия для специалистов, желающих получить второе высшее образование. Затем — то же самое — для переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава. Следующий уровень — студенты. И, наконец, — факультативы для школьников, учащихся техникумов, колледжей и профессионально-технических училищ с максимально возможным внесением элементов нано в учебные программы по физике, химии, биологии, информатике. По существующим прогнозам, потребность в специалистах в области нанотехнологии в 2010–2015 годах будет не менее 0,8–0,9 миллиона человек в США, 0,5–0,6 миллиона — в Японии, 0,3–0,4 миллиона — в Европе, 0,1–0,2 миллиона — в Тихоокеанском регионе, около 0,1 миллиона — в других странах. Россия в этих прогнозах никак не представлена. Мы сильно опоздали с введением в программы вузов специальностей по направлению «нанотехнология». Теперь надо нагонять и готовить будущих нанотехнологов буквально с «младых ногтей», как это делается в технологически продвинутых странах. Ещё раз подчеркну, что развитие и внедрение нанотехнологий есть сугубо системная задача, и возможность технологического прорыва России будет в значительной степени зависеть от подготовки своего рода «спецназа», то есть групп высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями в таких областях, как физика, химия, биология, медицина, прикладная и вычислительная математика, электротехника, материаловедение, машиностроение. Подготовка такого рода специалистов-системщиков — серьёзная задача, которая нашими высшими учебными заведениями практически не решается.
Кроме создания специальных программ обучения, какие условия ещё необходимы для эффективной подготовки кадров в сфере нанотехнологий? Сегодня в системе подготовки кадров в области нанотехнологий есть одно принципиально слабое место — отсутствие промышленного выпуска доступных по цене отечественных научных приборов и специализированного оборудования для массовой студенческой и школьной аудитории. Приобретаемые дорогие импортные приборы и оборудование ориентированы в значительной степени не на учебный процесс, а на проведение научных исследований, что, безусловно, по-своему важно. Однако к работе с этим оборудованием студенты и, тем более, школьники, как правило, не допускаются. При этом возникает естественный вопрос — а что мы будем делать через 3–5 лет, когда закупленный за рубежом инвентарь устареет? Снова бездумно тратить бюджетные средства? Эта ситуация стала, в частности, предметом дискуссии на совещании ректоров и проректоров 18 государственных университетов, организованном Национальной ассоциацией наноиндустрии совместно с Торгово-промышленной палатой РФ. Общее мнение присутствующих — необходима постановка системной работы по подготовке комплектов дидактических материалов, соответствующих профилю конкретного вуза, разработка и организация промышленного производства доступной для студентов лабораторной базы. В рамках такой работы представляется целесообразным привлечь в качестве экспертов ведущих учёных университетов из различных регионов. Хотелось бы, чтобы Министерство образования и науки РФ услышало этот глас вопиющих. А там, глядишь, оно задумается и о разработке методических материалов и лабораторной базы для школьников. Поживём — увидим … Мария Морозова STRF.RU Комментарии:Пока комментариев нет. Станьте первым! |