В. И. Глазко, Т. Т. Глазко, И. Б. Костин
Экономическое развитие общества является производным от его организации. Эта, еще школьная, истина до сих пор остается за кадром традиционных попыток построить прогноз развития экономики России и наметить пути его коррекции. Особую важность в период глобализации приобретают связи между структурированностью социума и динамикой его экономической сферы, поскольку экономическая динамика страны напрямую зависит от международной конкуренции.
Любая экономика, по определению Н. Д. Кондратьева, имеет свою «генетику», свое наследуемое от предсуществующего состояния ядро, а потому обязательным условием прогнозирования экономического развития становится выяснение прошлых экономических аспектов, особенностей их трансформаций и, следовательно, трансформаций структурированности общества. Россия в этом отношении уникальна. Она впервые в мире поставила эксперимент организации плановой экономики в масштабах всей страны. С одной стороны, он удался (судя по лидирующим в свое время позициям в мире по ряду показателей), с другой — потерпел полный крах. И здесь важно проследить социальные трансформации, лежащие в основе этих процессов.
По мнению Питирима Сорокина, разделение социума на группы есть результат дифференциации труда, а неравенство входящих в них людей — следствие отношения этих групп к полученному общественному продукту. По определению современной социологии, сословность, или социальные страты, формируются в зависимости от положения группы людей в пространстве четырех координат — власть, доход, образование и престиж. Принадлежность к определенной страте, как и перемещение людей из одной страты в другую, имеет субъективную и объективную компоненты. Чем больше такое передвижение контролируется доходом и властью, чем меньше на этот процесс оказывают влияние профессиональный престиж и образование, тем примитивнее и жестче структура социума. И если доминирование дохода и власти в структуризации социума на ранних исторических этапах было совместимо с его выживанием, то в постиндустриальных обществах оно служит признаком глубокой структурной деградации.
Признаки такой деградации известны — об образовании свидетельствуют не уровень квалификации, а формальные дипломы о ней; в административном комплексе преобладают родственные династии; престиж профессионализма подменяется престижем дохода и принадлежности к властным структурам. Особую опасность представляет доминирование координат дохода и власти, родственных династий в академических структурах, ответственных за организацию науки, аналитическую и прогностическую функции развития социума. Решение этих проблем, по мнению ряда историков, имеет важное значение для России, поскольку на протяжении нескольких последних веков в российском государстве периодически повторялись социальные кризисы, основанные на выстраивании властной вертикали с последующим ее разрушением.
Читать полностью