Таких фирм, где есть интересная работа, в нашей стране сейчас очень мало

Опубликовано 09.05.2013
Игорь Мягков   |   просмотров - 4172,   комментариев - 0
Таких фирм, где есть интересная работа, в нашей стране сейчас очень мало


Игорь Вениаминович - скромный, немногословный человек, но если о чем-либо говорит, то отвечает за свои слова. У коллег он пользуется заслуженным авторитетом за свой широкий научный кругозор, эрудицию, большой опыт, преданность научным идеалам, стойкость и основательность. Таким запомнился Игорь Вениаминович Мягков – один из группы великих инженеров-разработчиков компании НТ-МДТ, ушедший из жизни 7 мая 2013 года. Вниманию посетителей портала предлагаются воспоминания Игоря Вениаминовича о работе в компании НТ-МДТ, которой он отдал многие годы своей жизни.


Я окончил факультет радиофизики МФТИ в 1965 году. Тогда, когда я поступал - в 1959 году, было только четыре факультета: радиофизический, радиоэлектронный, аэромех и физхим. Пятый факультет, факультет физической и квантовой электроники (ФФКЭ), который закончили Виктор Александрович Быков, Владимир Викторович Редченко и Виктор Рудольфович Новак появился позже. Но диссертацию я защищал совсем не по физике - я кандидат химических наук. Диссертация называлась «Поверхностно-активные свойства некоторых донорно-акцепторных комплексов». На защите все удивлялись, что радиофизик по образованию пришел на коллоидную химию.

Свой карьерный путь я начинал в НИИ физических проблем. Работал в отделе бионики, который потом стал называться отделом молекулярной физики и электроники. Мы занимались пленками Ленгмюра-Блоджетт, производили установки по формированию тонких молекулярных органических пленок, которые потом переносили с водной поверхности на твердую подложку. Такие установки потом в 90-х годах мы делали на заказ и продавали в итальянские университеты (Генуя, Анкона, Тренто, Пиза), в Австрию (г. Грац), в наш Институт биофизики и рентгеноструктурного анализа. Мы тогда получили не только определенные средства на развитие компании, но и международное признание, научный авторитет. Это было важно. А в 80-х годах на ЛБ-пленки возлагались большие надежды, это был очень интересный объект для исследований, но практического применения они тогда так и не нашли. Зато нашли применение родственные им лиотропные жидкие кристаллы. Были получены очень хорошие результаты, которые потом широко использовались в жидкокристаллических индикаторах. Тогда, в 70-80-е годы, это был существенный прорыв. До Виктора Александровича никто не занимался этими работами так серьезно. А сегодня все современные телевизоры, мониторы, часы, калькуляторы производятся на основе этих разработок.

После перестройки мы стали разрабатывать и производить сначала туннельные микроскопы, потом атомно-силовые. Спрос на них оказался большой, над ними нужно было работать, постоянно совершенствовать. Мы все участвовали в научно-технических семинарах в Политехническом институте, Институте кристаллографии. Кстати в нём семинары проводятся до сих пор. Обсуждали все последние достижения в микроскопии, обменивались информацией, интеллектуальными ресурсами. Ездили на выставки, в том числе и за рубеж. Все мероприятия, в которых мы участвовали, были довольно успешными.

На одной из первых выставок, которая проходила в Китае, с нами приключился забавный случай. Когда возвращались обратно, в аэропорту на таможне с нас запросили слишком большую сумму за перевоз оборудования, с которым мы ездили на выставку. У нас с собой столько денег не оказалось, и мы отказались платить, сказав, что пусть все приборы у них останутся. Китайцы не захотели оставлять оборудование у себя и загрузили нам багаж за символическую плату.

В то время для науки были тяжелые времена, и многие наши соотечественники уехали работать за границу. Для меня же рабочая обстановка и психологический комфорт всегда были более важными, чем материальное благосостояние. Надо сказать, что мы в НТ-МДТ легче других перенесли те кризисные годы. У нас были оригинальные разработки, за счет которых компании удалось выстоять.

Основная защита нашей интеллектуальной собственности – это патенты. Сейчас у фирмы много более 100 патентов, но эта защита, конечно, символическая. Вот китайцы, например, в принципе могут скопировать оборудование, несмотря на юридические санкции. Поэтому нужно постоянно делать что-то новое, не стоять на месте, только за счет этого можно выжить. В этом смысле наша компания уникальна: она постоянно развивается, расширяет ассортимент, совершенствует приборы. Например, недостаточно сделать просто сканирующий зондовый микроскоп, к нему можно добавить различные приспособления, которые существенно улучшат его возможности и области применений. Наша фирма очень быстро выполняет пожелания своих заказчиков. И этим тоже отличается от других. Приходит к нам заказчик: «Ребята, а нельзя ли сделать то-то или то-то?» И чаще всего мы делаем.

Наша компания – это пример какой-то флуктуации в научной среде, и выжила она благодаря личным качествам Виктора Александровича. Он довольно часто участвует в различных конференциях и выставках, и со всех таких мероприятий привозит новые идеи. Потом приглашает нас к себе в кабинет, и мы вместе придумываем, что бы ещё можно было сделать. А потом уже и осуществляем.

Основной нашей заслугой я считаю то, что мы помогли сохранить команду, создать костяк, вокруг которого потом собрались новые люди. Мы старались, чтобы была здоровая атмосфера в коллективе, прививали пример добротного отношения к своему делу, чтобы сотрудники серьезно относились к науке. Ведь научная школа у нас хорошая: ее стиль мы и стараемся передать молодежи. Наше серьезное и увлеченное отношение к делу и наша крепкая дружба – всё это как было 20-30 лет назад, такие же и осталось. А молодежь на нас смотрит, и все это перенимает.

С молодежью мы всегда находим общий язык. Студенты к нам приходят увлеченные и находят здесь близких по духу людей, друзей. Те, кто поступает на физтех и учится там - потенциально одаренные ребята, а у нас много специалистов из МФТИ. У них много энергии, но иногда эту энергию нужно направлять, советовать. Здесь хорошие перспективы, и молодые ребята довольны. Они гордятся тем, что участвуют в созидании инновационного современного оборудования, стараются: сидят день и ночь, думают только о работе.

Я уверен, что других таких фирм, где есть настоящая интересная работа, в нашей стране сейчас очень мало.


Комментарии:

Пока комментариев нет. Станьте первым!