Сначала было слово. Это в Библии. В новой России сначала исчезли перерабатывающие отрасли промышленности. В СССР они были в полном ассортименте. В помещениях заводов и фабрик расположились офисы фирм, торговые и развлекательные центры. Перерабатывающие отрасли похоронили. Все промолчали, промолчала и РАН. Вроде бы не её область интересов.
Затем взялись за отраслевую науку. Нет отраслей – нет отраслевой науки, а позднее и отраслевых вузов. Следующими лакомыми кусочками оказались ВУЗы (кроме элитных любимчиков, тут в первую очередь Вышка, захватывающая здания в лучших местах Москвы). Опять хоронят и отраслевые НИИ, и ВУЗы Москвы (земля и здания дорогущие). Почти добили, похоронили отраслевые ВУЗы, педагогические, гуманитарные. Слили кислое с горьким, сладкое с пресным, соединили ужа и ежа. И это называется реформа? РАН опять промолчала. Ее мудрецы думали, что до них дело не дойдет, закопали свои головы в песок. Ничего не вижу, ничего не знаю, ничего не скажу. Думали, что питерские устыдятся перед своим земляком Петром Первым. Ошиблись.
И вот теперь пришли за ними, а заступиться практически некому. Прокрались, как всегда, исподтишка, с фальшивыми аргументами, грязными коммерческими интересами и личной мстительностью к классово чуждым. Ах, вы нашего пацана не приняли в свой аристократический клуб! Не даете ему играть с вами и вами в «об пристеночку»! Ну, тогда получите новый закон, благо наш бешеный принтер пока в отпуск не отбыл. По этому закону наш «золотой мальчик с пальчик» станет академиком, затем… А затем и нас всех сделает академиками. Кандидатами и докторами быть - это нам западло… Заодно и еще куча укороченных членов станут членами полноценными по стипендиям. За нас будут голосовать всегда и везде.
И вот тут-то наши полноценные академики встрепенулись, как когда-то молодцы-пенсионеры подпортили жизнь незабвенному министру Зурабову с его монетизацией льгот. Когда касается что-либо тебя лично, кровно, и нищие пенсионеры, и мудрые академики ведут себя похоже. Пенсионерам тогда что-то удалось отстоять. К сожалению, когда пришли убивать и хоронить РАН, почти никого не осталось, кто мог бы их защитить. Промышленности нет, отраслевой науки нет, большинство ВУЗОВ на грани умирания. Остальной части общества не до РАН, они живут другими интересами обычных обывателей. Самым активным защитником, как всегда оказалась КПРФ (не мои герои), единственная партия, имеющая в программе серьезные пункты по науке.
Конечно, РАН не идеальная структура, за триста лет многое поизносилось, устарело, денег дает государство очень мало, а критикует по гамбургскому счету. Я сам мог бы накатать длинный список претензий к РАН. Но приговоренным к расстрелу за мелкие огрехи - это делать недопустимо. Министр образования и науки в чем-то правильно критикует РАН, но не может не видеть, что у него с наукой и образованием дела обстоят ни чуть не лучше, а в некоторых вопросах значительно хуже, чем в РАН. С фальшивыми диссертациями в ВУЗах его команда замолчала, зажали. Кишка тонка. А ведь РАН никто и никогда не упрекал по липовым защитам, которых в Высшей школе пруд пруди…
Ситуация с возможностью защитить РАН от исчезновения очень тяжелая. Верховный привык доводить свои замыслы и умыслы до конца. И все же… Чем больше организаций всех форм, людей заявят о том, что закон принимать нельзя, надо провести его широчайшее обсуждение и только потом решать вопрос о реформе РАН, а правильнее сказать об организации всей науки (фундаментальной и прикладной). Свое мнение должно высказать и НОР (можно провести опрос на портале).
Профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат государственной премии, орденоносец, член НОР первого созыва Герман Кричевский.
P.S. Я, конечно, понимаю, что без глубокой, системной реформы нашей политико-экономической системы, приведению её к трендам XXI века, любые реформы будут половинчатыми. Но давайте хотя бы попытаемся не допустить убийство и похороны того, что создано до нас умными, замечательными ученными, государственными деятелями. Будем хотя бы полноценными гражданами.