Леонид Меламед: «Российским ученым нужно научиться извлекать прибыль из своих изобретений, это недостающее звено в российском стремлении к инновациям». Кто б спорил, да вот нестыковочка одна есть в линии партии и правительства. Сколь ни говори «сахар», жизнь слаще не станет, а вот стоит человеку сказать: «Лимон», то у обычного чела во рту кислый привкус появляется, а у чела при власти слащавый вопрос на устах: «В рублях или баксах?»
Взгляд из-за бугра
После распада Советского Союза в 1991 году многие лучшие ученые уехали за рубеж на более высокооплачиваемую работу. Оставшимся приходится с огромным трудом адаптироваться к новым экономическим условиям, в которых блестящие идеи ценятся лишь в том случае, если они воплощаются в прибыльные предприятия.
Вид сбоку
Калининградской области не повезло — область внезапно оказалась, по мнению широкой общественности, одной из худших в стране с точки зрения бизнес-климата. Только в этом анклаве России да еще в Ивановской, Курской и Саратовской областях местные жители, считают, что благоприятных условий для предпринимателей они в окружающей действительности не наблюдают, а власти ничего не делают для исправления ситуации к лучшему. И вообще вреда от бизнеса больше, чем пользы.
Анфас
Правительство Москвы намерено привлечь к управлению технополисами, технопарками и индустриальными парками международные управляющие компании. По плану московских властей в перспективе инфраструктура инновационных площадок столицы будет создаваться за счет частных средств, а не за счет бюджета. В том числе речь идет о введении платы за привлеченные инвестиции.
Еще анфас
На недавнем предпринимательском форуме в Петрозаводске карельские ученые представили множество инновационных разработок. Однако бизнесмены республики ими не заинтересовались. Проблема в том, что бизнес и технологические разработки в Карелии существуют отдельно друг от друга. Бедные предприниматели не имеют возможности заказывать инновационные исследования у ученых. Это для них дорого. А тот же университет вынужден сам создавать фирмы, которые бы занимались разработками. Их идеи хорошие, но они зачастую далеки от потребностей жизни в Карелии.
Вид сверху
Будущее России зависит от ее способности привлечь капитал в экономику. Как этого достичь и что делать в подобной ситуации Югре, говорилось на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2013». В рамках форума были изучены итоги внедрения регионального инвестиционного стандарта в 2013 году. Стандарт был утвержден в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина от 3 мая 2012 года. Он направлен на создание благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах и включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными субъектами.
Взор за бугор
Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко пригласил ведущие компании США активно осваивать новосибирский регион, пообещав при этом свои личные гарантии для комфортного ведения бизнеса и инвестиций
Что тут сказать по поводу общей картины взаимоотношений науки, бизнеса и власти… Инновации сейчас у всех на слуху, а у многих и на языке по долгу службы и характеру работы. Только вот с инвесторами в инновациях незадача пока что выходит.
Среди чиновничества инновационное рукоблудие процветает – масса удовольствия от самого себя при занятии инновациями, а плодов их реализации не наблюдается. Одни только томные вздохи, о том, что изобретатели не то изобретают, инвесторы не туда инвестируют, производители не то производят. Под эти страстные причитания бюджетные деньги прячутся в карман и растворяются в массе земных удовольствий, ничего общего с инвестициями в инновации не имеющих.
Да и инвесторы сильно на дикарей в магазине электроники смахивают. Глаза от жадности горят, а платить за товар не хочется. Проще и привычнее украсть. Только вот научная разработка – не банан, который сразу в рот засунуть можно. Механизм сложный. Как телевизор для дикаря. Украсть-то, конечно, не проблема. Проблема, что с ним дальше делать. Тащить тяжело, а использовать по назначение мозгов не хватает. Разве что на бусы телевизор разобрать, да детальки на шею повесить, чтоб все видели – человек техническими новинками интересуется и не прочь к ним руку приложить. Инвестор, значит, получается.
Такая картина с проектами, завязанными на научных разработках, наблюдается у нас не потому, что проектами этими бездари занимаются, а вокруг авантюристы да охочие до шальных денег представители власти увиваются. Хотя и не без этого, и на призыв «Не ломайте бизнес-ангелам крылья!» вполне резонно можно ответить: «Бог с вами, какие к черту крылья. Там хвосты отрывать надо да рога обламывать». А потому, что наша система инвестиций в инновации крайне неэффективна, и эти вложения, как правило, оборачиваются не баснословной прибылью, как мыслится авторам проектов, а значительными убытками, как обычно предсказывают многомудрые эксперты. Потому и толпы инвесторов, жаждущих вложиться в новые разработки, пока не наблюдается. Все больше в проверенный временем бизнес инвестируют, а не в новинки.
Инвестиции в материальные активы и инвестиции в интеллектуальные активы – вещи разные. Понимать то это все понимают, но на практике все-таки инвестируют в проекты, а не в людей, в чьих головах эти проекты рождаются. Та же самая картина наблюдается, что и с кадрами: декларируется война за таланты, льются слезы о нехватке талантливых специалистов, а берут на работу тех, кто гладко укладывается в корпоративные нормы, в каковых талант не значится. Там важнее возраст, место жительства, образование и прочее семейное положение. Вот и при инвестировании в новые разработки, так же как и при инвестировании в старый завод, перво-наперво смотрят экономику, в упор не замечая тех, у кого достало мозгов эту экономику наполнить оригинальным содержанием.
В инновациях – главная ценность не сами проекты, а люди их создающие. Если у человека хватило ума придумать что-то по-настоящему оригинальное, пусть даже не поддающееся коммерциализации, то его надо задействовать в реальном коммерческом проекте, где его способности обернутся решением практической задачи. Если для реализации коммерческого проекта не хватает одного человека, то надо создавать команду нестандартно мыслящих самородков, тем более, что интернет позволяет собрать в одну команду людей, разделенных тысячами километров.
Только тут помнить надо про специфические риски, которые возникают при реализации инновационных проектов.
Один из таких рисков – риск больших амбиций: разрозненность и несогласованность действий менеджмента в лице руководителей структурных единиц, входящих в проект. Личные амбиции, чисто человеческое неприятие кого-то из партнеров, различие представлений о целях и задачах проекта, могут свести «на нет» всю работу. Особенно на начальном этапе, когда еще не сформировано крепкое ядро, вокруг которого будет нарастать «плоть» проекта. Здесь надо исходить из того, что тянутся к сильному. От слабого бегут. Сила в единстве. Единство экономической структуры в едином источнике финансирования. Если все деньги будут в одном кулаке, то амбиции, неприятие, недопонимание первых лиц отойдут на второй план перед необходимостью иметь надежный источник финансирования. Чтобы закрепить свои лидирующие позиции в структуре проекта, финансирующая структура должна постоянно и интенсивно заниматься проблемными вопросами всех остальных структурных подразделений проекта, как силами своих специалистов, так и применяя интернет-технологии, когда формируются рабочие группы из специалистов, находящихся на большом удалении друг от друга, перед ними ставится конкретная проблема и создаются закрытые площадки для работы над этой проблемой. Таким образом, финансирующая структура будет идти на шаг впереди всех остальных структурных подразделений, формируя у них постоянную нужду в тесном взаимодействии со «старшим братом».
Риск долгожданного счастья. Альпинисты погибают при спуске. От расслабухи после достижения поставленной цели. Точнее, от смещения целевых ориентиров. Когда долго и трудно идешь к вершине, то ее достижение и видится главной целью. Хотя на самом деле самая главная цель – вернуться с восхождения целым и невредимым. А не просто на вершине потоптаться.Похожая ситуация возникает и с финансированием проектов. Инвестор может налететь на «риск долгожданного счастья». Работая с полунищими авторами проектов, следует иметь в виду, что вложение в них сразу крупных сумм весьма рискованно. Рискованно в силу ряда субъективных причин, которые необходимо учитывать, чтобы не завалить проекты на их начальных стадиях. Одна из основных причин связана с особенностями человеческой психики. Даже если авторы проектов запрашивают многомиллионные кредиты и искренне верят, что освоят их без сучка и задоринки, когда на них вдруг свалится это нежданное долгожданное счастье, они просто-напросто ошалеют от него и быстро все растранжирят, с удивлением обнаружив, что не сделано и десятой доли задуманного. А помощников в этом деле налетит тьма тьмущая. Они то по факту и будут профинансированы в конечном итоге. Большая часть средств пройдет мимо проектов. Растащат. Поаккуратнее надо с проектами в начальной стадии. Потоньше. Оно, конечно, не совсем удобно крупному инвестору с малыми суммами возиться попервоначалу, но иного пути нет. Сильно оголодавшего человека к пище постепенно приучать надо. Иначе не выживет. Так же и с авторами проектов. Крупный выигрыш в виде руки помощи от всемогущего инвестора – сильнейший стресс для многих авторов проектов. Одно известие о нем может крышу снести: кто-то в депрессию впадет, кого-то мания величия посетит, кто-то в загул ударится. Или бесследно растворится человек в земных удовольствиях сразу по получении кредита. Вместе с деньгами. По разному может быть. Только результат один – загубленные проекты и сломанные жизни. И потерянные деньги.
Риск личного благополучия. В любом деле наступает период стабилизации, когда первоначальный рывок в рынок успешно завершен, процесс пошел, труды начинают приносить свои материальные плоды, и встает вопрос о целесообразности дальнейшего развития бизнеса. А дальнейшее развитие бизнеса – это лишняя головная боль для руководства. Сейчас, вроде бы, все идет своим чередом: рабочие будни с обыденными совещаниями, выходные с семьей, боулинг, охота, рыбалка с друзьями, прочие человеческие утехи. Жизнь то наладилась! Зачем куда-то развиваться, ломать сложившийся образ жизни, наживать себе врагов и конкурентов? На хлеб с маслом и икрой хватает, и ладно. И многие на этом останавливаются. От добра добра не ищут, и бизнес замирает на стадии личного благополучия руководства. Идет себе производство небольших партий товаров, ведется двойная бухгалтерия, особо приближенные вкус сладкой жизни познают, остальные особо не жируют, но и с голода не пухнут. Все при деле, все довольны. Застой в масштабах малого бизнеса. И какие бы самые разгениальные идеи по развитию такого бизнеса не предлагались, ничего не пройдет и не проймет, все будет отвергнуто. Чтобы сдвинуть его с места, нужен будет очень мощный пинок, или в личной жизни руководства, или всего общества в целом. Стимул нужен для дальнейшего развития: раздел имущества с женой, пожар в загородной резиденции, подрастающие наследники, судебные приставы в доме, кризис в стране. Когда появится стимул для развития, тогда и само развитие пойдет. А просто пожелание развиваться в условиях стабильности, так и останется благим намерением. Ведь, чтобы развиваться, придется что-то менять в размеренном течении жизни. А это чревато. Не всякий решится. Разве что личные амбиции будут задеты. Но их кто-то должен задеть. В бизнесе лучший раздражитель – конкуренты. Потому напрашивается вывод: чтобы успешно развиваться, необходимо наладить выпуск конкурентов – обучить других людей своему бизнесу. Рынок оживится, новые клиенты зашевелятся, соперники обозначатся. Появится стимул к расширению. Реальный стимул, а не простое хотение развиваться, палец о палец не ударив. Да и на обучении конкурентов можно подзаработать.
Да какой разумный бизнесмен будет себе на беду конкурентов плодить? Разве что какой-нибудь безумец, типа бизнес-черта. Только их нам сейчас и не хватает. Не ангельское это дело – с изобретениями на Руси возиться. Разве сможет бизнес-ангел загореться идеей и вытащить проект, который поначалу абсолютно никому не нужен? В который верит только сам автор, а все эксперты в один голос утверждают, что из этого ничего не выйдет, потому что такого в природе не существует. Разве сможет бизнес-ангел орать на эксперта: «Не выйдет, говоришь! А я говорю – выйдет! Потому что я так хочу! А раз я хочу – выйдет! И Васька, говорит, что выйдет, а я ему верю, а не тебе, мокрица очкастая!»? Разве сможет бизнес-ангел, плюнув на все свои дела, помчаться за сотни верст, смотреть, как работает Васькин воздухокат, а потом, цыкнув на главбуха, отвалить Ваське в два раза больше, чем тот просит, и вместе с ним днями и ночами ковыряться в диковинной машине? Разве сможет бизнес-ангел взять Ваську за грудки, когда тот уйдет в запой после очередной аварии своего воздухоката и рявкнуть: «Ты что ж, сукин сын, делаешь! Я в тебя все деньги вбухал, а ты, поганец, сопли распустил! Что б завтра ж твой воздухокат работал, а не то башку оторву!»? Разве сможет бизнес-ангел, запыхавшись от бега вслед за летящим воздухокатом с радостным ором: «Можем ведь, Васька! Сделали! Катит! Глянь, как катит-то!», вдруг остановиться и буркнуть: «Ну, все, Васька, надоело. Вот тебе деньги, что остались, а я домой. Заводишко там без меня совсем растащили. А ты уж сам тут как-нибудь. Некогда мне. Дела.»? Нет, конечно. Никакой бизнес-ангел этого не сможет. Это только бизнес-черту по плечу. Да и то не всякому. Бизнес-ангел сможет, разве что тихо подлететь и взять за бесценок у закручинившегося Васьки чертежи вместе с запылившимся воздухокатом и наладить в Австралии выпуск карэйров по 15000 $ за штуку. Ангелы порхают там, где все чинно и пристойно. Законодатели их интересы защищают, правительства об их благе пекутся, обыватели на них молятся. А у нас климат не тот. Инновационный. У нас только бизнес-черти выжить могут. Которые плюют на законы, потому как они фактически не работают в сфере инноваций. Которые чихают на правительство, потому как никакой внятной инновационной политики у того нет, одни зарисовки на телеэкране. Которые на себе вытаскивают проекты, от которых бизнес-ангелы шарахаются поначалу, как черти от ладана.
Устранившись от инновационной деятельности, Государство Российское предоставило нашим мудрым и состоятельным соотечественникам уникальную возможность золотыми буквами вписать свои имена в историю человечества. Эта возможность – поддержка изобретателей. Поддержка изобретателей – это не просто финансовое участие в материализации чьих-то идей. Финансовая поддержка – важная, но не единственная составляющая такого рода деятельности. Тут еще и умения со способностями нужны. Без расчетливости, проницательности, напористости, коммуникабельности, твердой веры в свою удачу, в способности того, кого раскручиваешь, в создателя, способного совершить чудо, изобретение не поднять, изобретателя не раскрутить. Это ведь не раскрутка эстрадных звезд, превратившаяся в ремесло, доступное любому, мало-мальски разбирающемуся в психологии толпы. Раскрутка изобретателей – это стезя мастера, работающего не на потребу дня, а творящего для вечности. Ведь память об изобретениях не стирается через десяток лет, подобно эстрадному сиюминутному успеху, а материализуется в достижения земной цивилизации и увековечивается в виде реальных, повсеместно используемых творениях разума и рук человека. Память эта проносится через столетия, вместе с памятью об их создателях и тех, кто не позволил кануть им в Небытие под напором неумолимого потока времени и безграничного невежества обывателей. Ради этого стоит жить, с гордостью ощущая себя не просто крутым парнем, а человеком разумным. Это не суета вокруг дохода, а путевка в бессмертие. Да только что-то не очень то и спешат наши мудрые и состоятельные соотечественники приобрести эти самые уникальные путевки. Их, почему-то, больше теплые страны привлекают. А, может, их и нет? Не путевок. Путевки то пока имеются: готовых к внедрению инновационных проектов предостаточно. Мудрых и состоятельных соотечественников. Мудрые есть. Состоятельные есть. А вот мудрых и состоятельных… Не срослось еще.
Одна надежда на молодых. Но им помогать надо. Мало найти способных ребят и девчат, неплохо их хорошо выучить, но все прахом пойдет, если эти тщательно отобранные и хорошо выученные ребята и девчата в России не у дел останутся. А дело они найти могут у таких же, как они сами – молодых, амбициозных, но уже с деньгами, то бишь у наследников месторождений, обогатительных и металлургических заводов, железных дорог и пароходов – у отпрысков наших олигархов. Лишь молодое поколение может стать наиболее активным инвестором в наши инновационные проекты – отцы по уши в сырье, иноземцы, пока мы одной ногой в рынке, а другой в том месте, про которое в приличном обществе вслух не говорят, вряд ли к нам сунутся, разве что самые отчаянные.
Инициировать процесс можно на ниве продажи инновационных проектов молодым, да ранним – запустить проект «Инновации – молодым!», суть которого – вложение предпринимателями денег в своих детей и внуков в виде нового семейного бизнеса, связанного с инновациями (чадолюбие в научных целях задействовать). Красная нить – чтоб нашим олигархам своих детей и внуков у разбитого корыта не оставить по причине сворачивания бизнеса под напором новых технологий и продвинутых конкурентов, дедам и отцам уже сейчас надо подарки для своих наследников паковать в виде инновационного бизнеса.
И подавать все это дело не серо и буднично, а ярко и броско. «Инновации – молодым!». Инновационный бизнес в подарок! Заканчивает отпрыск ВУЗ – вот тебе, дипломированный специалист, своя компания! Покажи родителям, чему тебя профессора научили! Вступает любимое дите в брак – вот вам, молодые, не авто, квартира или яхта, как у всех, а фирма с иголочки! Заложите первый камень в основание семейной династии! Родился внук или внучка – вот бизнес в дар от деда с бабкой, чтоб родители голову не ломали, кем их ребенок станет, когда вырастет. Владельцем своего бизнеса станет! Своего, а не родительского! Без всяких судебных тяжб за право наследования. Да мало ли знаменательных событий в жизни человека, когда самым лучшим подарком будет свое дело. Бизнес в качестве подарка. Да не простой, а инновационный.
Но чтобы ввести моду на подарки родным, друзьям и близким в виде инновационного бизнеса, надо создать систему, обеспечивающую быстрое и безболезненное вхождение в инновационный бизнес новых владельцев, чтобы дело не развалилось в самом начале. Одним из элементов такой системы является послепродажное сопровождение – предоставление команды профессионалов-инструкторов из среды ученых, которые обучат молодого владельца и его команду техническим премудростям нового дела, пока те сами на ноги не встанут. Апофеозом проекта «Инновации – молодым!» видится, как наши бизнесмены не трубу и власть друг у друга из рук рвут, а новые технологии.
Валерий Гумаров.