Степени СВОБОДЫ Ума. Урок ПОНИМАНИЯ 3.
Просмотров: 712
Сколько стоит культура?Я имею честь работать в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. Являюсь вице-президентом Нанотехнологического общества России и Клуба инновационного развития Института философии РАН (см. слайд 1). И на всех этих площадках активно обсуждаются вопросы, затронутые на сегодняшнем заседании Совета по культуре. Поскольку предыдущие докладчики смотрели на культуру как на инструмент, на процесс, на научное понятие или просили профинансировать их проекты, давайте посмотрим на культуру с системной точки зрения как на важнейший результат политики, проводимой в России. Выдающийся испанский философ Х. Ортега–и–Гассет говорил, что жизнь ставит перед нами набор вопросов. Наши ответы на них и есть культура. Иными словами, культура - это совокупность способов и результатов деятельности народа; это синтез его интеллектуальных, материальных и духовных достижений, обеспечивающих его деятельность в настоящем и путь в будущее. При таком взгляде к культуре следует отнести не только искусство и его деятелей, но и технологии, промышленные и социальные, поддерживающие нашу цивилизацию, традиции, живущие в массовом сознании, заводы и институты, инженеров, руководителей, творцов. Ядром культуры являются смыслы, ценности, образ будущего, тип жизнеустройства нашей уникальной, самодостаточной цивилизации – мира России. Это гораздо шире « культуры как отрасли» (см. слайд 2). Если XIX век был веком геополитики, ХХ – веком геоэкономики, то XXI веку, вероятно, суждено стать веком геокультуры. Опыт новейшей истории показывает, что танки, новейшие беспилотные аппараты и огромные финансовые потоки не могут сломить народ, отстаивающий свой цивилизационный выбор. Именно в пространстве ценностей, образов будущего происходит соперничество и борьба в современном мире. Объектом террористической атаки 11 сентября 2011 года стал символ Америки – башни-близнецы Всемирного торгового центра, построенного выдающимся японским архитектором М. Ямасаки. В фонд мирового культурного наследия недавно был внесен ансамбль Казанского Кремля и его жемчужина – мечеть Кул Шариф (архитектор И. Сайфуллин и др., 2005 год). Многие рассматривают это здание как один из символов и святынь исламской цивилизации в России. Основополагающее значение культуры начало осознаваться в XIX веке «Железный канцлер» – Отто фон Бисмарк – утверждал, что войны выигрывают священник и школьный учитель. Железом и кровью должна быть, по его мысли, спаяна нация (см. слайд. 3). Выдающийся поэт, блестящий дипломат, глубокий мыслитель Федор Иванович Тютчев оппонировал ему, имея в виду мир России, нашу идентичность: Единство, - возвестил оракул наших дней Быть может спаяно железом лишь и кровью. Но мы попробуем спаять его любовью, А там увидим, что прочней… Великая Отечественная война, в которой наш народ сумел выстоять, показала, что любовь прочней. Генерал Гудериан – «танковый гений Германии» – говорил, что главная ошибка руководителей рейха состояла в том, что они недооценили культурный и образовательный уровень советского солдата, а также значение Единой энергетической системы СССР. В.В. Путин, в бытность Президентом России, назвал распад СССР крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века. С этим трудно не согласиться (см. слайд 4). С начала реформ, с 1985 года, валовый внутренний продукт (ВВП) нашей страны сократился по отношению к американскому в 10, а по отношению к китайскому в 30 раз. Страна отброшена на много десятилетий назад. И революция 1917, и революция 1991 года шли по одному сценарию. Кризис культуры, переходящий в катастрофу ® политическая катастрофа ® экономическая катастрофа ® социальная катастрофа (достаточно напомнить, что за годы реформ новой России население страны сократилось почти на 10 миллионов человек). Культурная катастрофа происходит и сейчас. Можно по разному относится к творчеству Булата Окуджавы. Однако его пророческие строки прекрасно проясняют суть культурной катастрофы: Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше. Беспамятство, предательство своих системообразующих смыслов, своих культурных основ – начало сдачи страны. Вспомним издевку обласканного властью барда:«Еще мы делаем ракеты, и покорили Енисей, и даже в области балета мы впереди планеты всей». Уже России давно нет в дальнем космосе, а место страны-лидера мы сменили на функцию космического извозчика. И электростанций уж давно не строим, да и старые сохранить не можем. И с балетом теперь послабее. А скепсис и пренебрежение к вершинам нашей культуры остались… Результат культурной катастрофы, говоря математическим языком, можно оценить снизу (проще говоря, по минимуму). Это более 1,5 триллионов долларов… И вернуться с той исторической обочины, на которой мы оказались, будет очень нелегко. Предположим, что в сфере культуры (а также других жизненно важных областях) мы будем развиваться так, как сейчас, по инерции – без больших взлетов и падений. Математическое моделирование показывает, к чему мы придем в этом случае. Компьютерный расчет, проведенный в Институте прикладной математики, дает прогноз зон влияния разных цивилизаций на территории нынешней России к 2030 году (см. слайд 5). Рассматривается вариант, при котором войска не вводятся на территорию России и соперничество происходит, прежде всего, в сфере культуры, экономики, демографии. Сахалин и Курилы отходят к Японии, возникает марионеточное государство и довольно большая зона китайского влияния на Дальнем Востоке. Камчатка, Чукотка, Восточная и часть Западной Сибири отходят к США. Появляется мусульманский анклав в Поволжье, ряд государств на Кавказе и Северо-Западная республика. Нужны сверхусилия, в том числе в области культуры, чтобы свернуть с этой колеи, ведущей Россию в пропасть. В отличие от Великобритании, Германии, Франции, Испании наша страна никогда не была колониальной империей. Российский император категорически отказался, когда выдающийся путешественник Н.Н.Миклухо-Маклай предложил ему создать русскую колонию у берегов Индонезии. Как же удавалось держать и развивать огромное пространство, объединять народы и культуры? Россия предлагала более высокие смыслы и ценности, более высокий стандарт отношений, впечатляющее видение будущего. Она несла новый уровень образования и технологий. Мы гордимся великим русским полководцем грузином Багратионом, великим русским художником евреем Левитаном, выдающимся советским писателем киргизом Чингизом Айтматовым… Хочется верить, что мир России, вселенная российской культуры не только в прошлом, но и в будущем. Показатель культуры страны – это тип её жизнеустройства. И здесь уместны международные сравнения (см. слайд 6). Существует универсальная кривая, показывающая, как зависит средняя ожидаемая продолжительность жизни от ВВП на душу населения. Из этой кривой «выпадают» страны тропической Африки, в которых более 30% взрослого населения заражено СПИДом и … Россия. Мужчины нашей страны живут на 10 лет меньше, чем позволяют их доходы. Живем мы плохо, но зато недолго. Причина сверхсмертности – сверхпотребление тяжелого алкоголя, сложившийся образ жизни. В мире катастрофическим уровнем потребления алкоголя является 8 литров на человека в год. В России, по одним оценкам, этот показатель равен 15,6 литров, по другим - более 18. Это и есть итог, концентрированное выражение наших достижений в области культуры. Справа популярная реклама водки «Русский стандарт». Мы действительно хотим, уважаемые члены Совета, чтобы это был русский стандарт? Чтобы понять особенности переживаемого периода, стоит посмотреть на временной срез наших демографических показателей (см. слайд 7). Когда идет война, то мужчин убивают и разница в ожидаемой продолжительности жизни между женщинами и мужчинами возрастает до 10-12 лет. На слайде мы видим один пик, связанный с Первой мировой войной, второй – с Великой Отечественной войной. Видно, что нынешнее положение дел более тяжело и трагично, чем в военную годину. Из графика видно, что, по сути, в стране идет холодная гражданская война. Война на уничтожение народа России. Очень удобно сравнивать потребление и производство алкоголя (см. слайд 8) и тираж газет и журналов в РСФСР и РФ. Видно, что наиболее тяжелым был 1996 год, когда большие социальные группы утратили надежду на будущее. Есть страны первого класса (например, США), которые «скупают» и привлекают отдельных энергичных, талантливых людей – ученых, менеджеров, артистов. Страны второго класса (например, Китай) скупают технологии и компании, которые им нужны. Страны третьего класса ( к ним относятся многие развивающиеся государства) закупают продовольствие, тем самым проедая невосполнимые природные богатства. Но есть страны и четвертого класса (из графика видно, что к ним относится Россия). Они пропивают свои ресурсы – примерно половина алкоголя, выпиваемого в России, является импортом… Видно (график справа), что за время реформ последних 20 лет общий тираж журналов в нашей стране упал примерно в 15 раз. За это же время тираж научно-популярных журналов уменьшился в среднем в 100 раз. Показательна судьба журнала «Квант», рассчитанного на школьников и студентов, интересующихся физикой и математикой. Это именно те люди, которые связывают свою будущую профессию с наукой и высокими технологиями. Успех модернизации России, о который часто говорит Президент, через 10-15 лет в огромной степени будет зависеть от них. В советские времена тираж этого журнала превышал 300 тысяч экземпляров. В настоящее время… 800. Дают себя знать и образовательные реформы, и ЕГЭ, и «болонизация» образования, и общее падение культуры. Однако ещё не вечер. Мне довелось участвовать в обсуждении проекта закона «Об образовании» и образовательных стандартов в Государственной Думе. Более 40 миллионов граждан России выступают против ЕГЭ, но их не слышат. Модернизация России и проводимая ныне политика образования и культуры – «как гений и злодейство – две вещи несовместимые». Каков же должен быть главной вектор культурной политики государства российского? Это преодоление неверия в Россию. Вспомним тютчевские строки: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить». Неверие в народ России, в её будущее – опасная болезнь, поразившая и значительную часть элиты, и определенную часть народа (см. слайд 9). Несколько ярких примеров. Проект «Сколково» отбрасывает нас примерно на 300 лет назад, ко временам Немецкой слободы. В этой слободе Петру I приглянулась Анна Монс (которую он впоследствии казнил) и вообще «зарубежный уклад». Да и на иностранных языках говорить престижно. На прошлой неделе проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ на полном серьёзе объяснял профессорам этого вуза, что для того, чтобы выбиться в мировую университетскую элиту, нужно, чтобы во многих аудиториях Академии звучала английская речь, и 10% всех преподавателей бы иностранцами. Впрочем, к комплексу острой национальной неполноценности части правящей элиты нам не привыкать. Сначала учителями были голландцы, немцы (помните незабвенного Вральмана из фонвизинского «Недоросля»?), потом французы, сейчас американцы. Видимо и до китайцев скоро дойдем. На память приходит исторический анекдот. Царь решил наградить героев войны 1812 года и, в частности, генерала Ермолова – «Проси, что хочешь, генерал! – Всё сделаете? – Всё! Произведи, государь меня в немцы!» Видимо, лучших из лучших у нас надо будет производить в американцы. Совсем недавно интернет взорвала сенсация. «Роснано», возглавляемая господином А.Б. Чубайсом, решила сделать крупнейшую венчурную инвестицию – вложить 700 миллионов долларов в маленькую, малоизвестную компанию Plastic Logic, предлагающую новую технологию производства экрана для ноутбуков (последние в России не делаются). 700 миллионов долларов, видимо, деньги небольшие для «Роснано». Однако это примерно половина бюджета Российской академии наук. Но где Академия и где Plastic Logic? В Великобритании живет более 300 тысяч русских, да и детей российской элиты стало престижно учить на берегах туманного Альбиона. Более 500 миллиардов долларов российской элиты лежат на их счетах западных банков. Збигнев Бжезинский – известный друг России – советует нам разобраться – это наша элита или уже не наша. Образ России за рубежом во многом связывает с фильмами, снимаемыми в стране. К сожалению, иностранцы их не всегда понимают. Показательно мнение, которое мне довелось услышать от одного искусствоведа о фильме «Утомленные солнцем-2», который с оглушительным успехом прошел по кинотеатрам России: «За антисоветские, антикоммунистические, антироссийские произведения и акции вы уже всё получили. И кредиты, и Нобелевские премии и «Оскаров». Почему же вы опять заходите с этой карты?» И что ему скажешь? Однако если «Сколково» отбрасывает нас на 300 лет назад, то карта национализма, кланов, тейпов, мафий, диаспор, которую начали активно разыгрывать многие политические силы в последние месяцы, отбрасывает нас к родоплеменному строю. У бандитов нет отчества. И события на Манежной площади, организованные 11.12.2001, в ходе которых пытались растоптать высокое звание «гражданин России» - тоже одно из проявлений культурной катастрофы. Неустройство в жизненном укладе многих возрастных, социальных, профессиональных групп, регионов России, происходящая культурная катастрофа уже обошлась миру России более, чем в 100 миллионов человек лет. Это очень тяжелый удар по нашей цивилизации. И чтобы переломить тенденции – деградации общества, личности, государства – сойти с пути распада также нужны и понимание, и массовая поддержка, и масштабные действия. Тем не менее, очень важны первые шаги. Ряд из них может быть достаточно быстро сделан на уровне Совета Федерации. Одна из хороших черт нашего народа, на которую обращали внимание Пушкин, Достоевский, Толстой – умение и желание учиться. И здесь, пожалуй, стоит обратиться к американскому опыту. В 2006 году произошла одна из крупнейших технологических катастроф в истории – авария космического корабля «Челенджер». И дело не только в прямых потерях, превысивших 1,5 млрд. долларов, но и в том, что, по крайней мере, на 15-20 лет замедлилось развитие самой космической отрасли и в США, и в мире в целом. Выдающийся физик ХХ века, лауреат Нобелевской премии, Ричард Фейнман был включен в комиссию по расследованию причин аварии. Он попросил зафиксировать в заключении комиссии его особое мнение. По его мнению, главная причина аварии – ликвидация Комиссии по науке при Президенте США, созданной при президенте Эйзенхауэре. В обязанности этой комиссии входило информировать президента о вызовах в сфере науки и высоких технологий, рекомендовать экспертов, после бесед с которыми, президент мог принять обоснованное решение, а также быстро и по существу рассматривать обращения специалистов, работающих в этой сфере. Оказалось, что, по крайней мере, три человека, направили документы, предупреждавшие о катастрофе, но по традиционной бюрократической лестнице они просто не успели дойти до лиц принимающих решения до аварии. Предлагаю создать Междисциплинарный совет по культуре при Председателе Совета Федерации. Этот совет мог бы и анализировать, поддерживать принятие решений, касающихся культурного пространства страны, выявлять новые угрозы и возможности в сфере культуры в широком, системном контексте. Это соответствовало бы и той роли, которую начала играть культура в XXI веке, и серьезности вызовов в данной области, с которыми столкнулась Россия. Деятельность канала «Культура», который, как выяснилось, и не курируется Министерством культуры, и не имеет к нему отношения, заслуживает внимания. Одни и те же передачи из серии «Живое дерево ремесел» или «Сокровища мировой культуры» на моей памяти из года в год идут уже лет 8-9. Можно повторить раз-два, для непонятливых 3-4, но 9 – это явный перебор. Предлагаю тем или иным способом подчинить канал «Культура» одноименному министерству. Это позволит судить и об уровне министерства, и о его политике, и обеспечит обратную связь. Мы должны знать в лицо руководителей отечественной культуры, знать их идеи, проекты, планы. Мне, волей судеб, довелось посмотреть блок новогодних передач. И я понял, что за 20 лет реформ мы вырастили не выдающихся, а великих артистов. Но мы их не ценим, ни жалеем, не бережем. Они просто работают «на износ», создавая шедевр за шедевром. Предлагаю учредить почетное звание «Великий артист России» (I, II и III категории). Издать их портреты, поставить им бюсты, а также дать им отдохнуть от теле и радиоэфира хотя бы 10 -15 лет. Наш министр культуры, господин А.А. Авдеев, насколько я знаю, в течение ряда лет был послом России во Франции. Предлагаю направить его в командировку (за счет Совета Федерации) во Францию для ознакомления с культурной политикой этой страны. Эта страна имеет очень сильную культурную политику. Один пример. Не секрет, что мы в России, лучше знаем и больше любим французское кино, чем отечественное, а порой и воспринимаем Ришара, Депардье, Габена, Луи-де-Фюнеса, Бельмондо, как хорошо знакомую дальнюю родню. И это результат продуманной культурной политики, направленный на создание адекватного образа Франции за рубежом. Организация «Юнифранс» отбирает на национальном кинофестивале 5 лучших комедий, 5 лучших мелодрам, 5 лучших детективов и т.д. И целенаправленно продвигает их на рынки других стран. (Впрочем, может быть, у них хуже дело с великими…) Они активно, талантливо, заботливо поддерживают свою живопись, музыку, театр. Десятиэтажный институт современной музыки ИРКАМ производит большое впечатление… А у наших у ворот все идет наоборот. Напомню миф о Платоне, спорившем с блудницей о том, кто из них сильней. Они увидели молодого человека. Платон пообещал открыть юноше тайны, которые он понял, всю жизнь занимаясь философией. Блудница пообещала развлечь юношу немедленно и бесплатно. И он выбрал второй вариант. - И кто же из нас сильней? - с издевкой спросила женщина – Ведь он пойдет со мной, а не с тобой. - Но я-то зову вверх, а ты вниз! Россию пора звать вверх. Пока не поздно. Время пришло. Комментарии: |