Кибер-Вашингтон: глобальные амбицииВ этом году в издательстве «Международные отношения» вышла в свет книга «Кибер-Вашингтон: глобальные амбиции».
Автор – Евгений Александрович Роговский, кандидат экономических наук, профессор, руководитель Центра проблем военно-промышленной политики Института США и Канады РАН, один из крупнейших европейских и российских американистов, опубликовавший большое число исследований и научных отчетов в области приоткрывания завес над внешней политикой наших заокеанских партнеров-оппонентов.
В книге обилие ссылок на новейшие американские источники. Немало отведено новейшим технологиям КИБЕР-шпионажа, особенно, применяемого в финансовой сфере. В центре внимания как сегодняшние, так и завтрашние направления применения информационных технологий в различного рода конфликтах, проблематика информационных войн и воздействия информационных технологий на внутриполитическую жизнь не только в США, но и «друзей» и «врагов» этой страны. Пожалуй, что немалая часть тиража будет закуплена американскими и европейскими исследовательскими структурами и организациями «в штатском».
В книге «Кибер-Вашингтон: глобальные амбиции»: предисловие, введение, четыре объемные главы, заключение, приложения из ранее изданных журнальных статей, глоссарий и источники.
Сразу скажу, что Евгений Роговский пригласил меня к себе, чтобы подарить свою новую книгу. Такое внимание показательно и радует. Однако в этой личной беседе с Рецензентом Автор выразил свою обеспокоенность неким несколько негативным имиджем академического Института США и Канады. Мол, порой «наш институт упрекают в сотрудничестве с ЦРУ и другими спецслужбами США, что мы вызнаем важные стратегические тайны России и потом их разглашаем за дешевые американские пряники». Здесь я понимающе кивнул головой. Конечно, быть сведущим и любознательным российским американистом – это трудная и деликатная профессия.
Итак, в какой мере США смогут мобилизовать для решения своих национальных проблем имеющиеся научные и промышленные технологии для контроля над глобальными информационными ресурсами, иначе говоря, распространить свой цифровой суверенитет на весь мир? Этот вопрос определил название книги Евгения Роговского «Кибер-Вашингтон: глобальные амбиции».
Содержание объёмной монографии значительно шире: в ней показано, с какими новыми вызовами столкнулось человечество в связи с массовым распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), когда миллиарды людей, государственных и общественных организаций, а также бизнес-структур получили возможность общения в киберпространстве. На примере США автор раскрывает целый ряд новых политологических и специальных проблем, среди которых особо значимое место занимает «наблюдаемость» (транспарентность, контролируемость) нации и мира (общества, бизнеса, государства).
Складывается впечатление, что современные американцы в целом уже смирились с тем, что за ними постоянно наблюдают. Это относится и к рядовым гражданам, и к бизнесу, и к государственным структурам. Однако не смирились граждане (да и многие руководители!) других стран, а потому некоторые аспекты такого наблюдения часто вызывают противодействие.
Так, если пристальное наблюдение бизнеса за своими зарубежными клиентами (фактически уже ставшее повсеместной практикой) вызывает просто раздражение общественности, то несанкционированный и слишком скрупулёзный «контроль» деятельности правительственных ведомств признаётся угрозой национальной безопасности и становится предметом масштабных политических скандалов.
Очевидно, США – опасная для всего мира агрессивная страна. Автор излагает весьма качественную политологическую теорию, высказывая ряд важных для России рекомендаций для работников МИД РФ, военных и спецслужб, научных работников и преподавателей высшей школы, студентов.
Книга подводит читателя к выводам о том, что в киберпространстве США преобладают лишь отчасти «этические принципы делового мира» (бизнеса), поскольку всемирное киберпространство уже стало ареной чрезвычайно жесткой конкурентной борьбы, в том числе с участием талантливых преступников. Методы ведения такой борьбы зачастую оказываются неприемлемыми с точки зрения сложившихся норм международного права. Более того, на межгосударственном уровне эти методы оформились в новые стратегии применения американской «цифровой дипломатии».
Заслуживают внимания отмеченные Евгением Роговским аналогии между ядерным и информационным оружием массового поражения. Например, использование схемы одного оружия для создания другого, более мощного. Подобно применению схемы атомного взрыва для создания термоядерного заряда, обычные виды «информационного оружия» (вирусы, трояны, закладки) могут использоваться для добывания сведений, которые в свою очередь будут составлять основу другого, более изощрённого информационного оружия стратегического назначения. Вроде бы такое оружие уже существует и опробовано, однако нуждается в совершенствовании.
Все это, включая дипломатию США «с двойным дном», становится принципиально новым инструментом политики (механизма) глобального информационного сдерживания или наступления. Подобно бизнесменам, руководители всех стран должны осознавать свою персональную информационную уязвимость и предпринять усилия по защите своей деятельности и даже жизни. США стремятся довести эту «новость» до сведения правящих национальных элит и всей мировой общественности в целом в стиле государственного шантажа. Возможно именно здесь, по мнению автора, и кроется одна из причин многочисленных международных шпионских скандалов, связанных с «разоблачениями» Эдварда Сноудена.
Прочитав книгу «Кибер-Вашингтон: глобальные амбиции», можно прийти и к иным выводам. Например, в отношении иллюзорности «информационной защиты современного гражданского общества». Более того, читатель может усомниться в целесообразности дальнейшей его «либерализации» путем насыщения бизнеса, государства, а также рядовых пользователей всё более совершенными ИКТ. Сегодня информационная глобализация и ее цивилизационное благо воспринимается, как чисто АМЕРИКАНСКИЙ ТРЮК.
В итоге же «благонамеренное» вмешательство во внутренние дела других государств, приводит к опасным и всегда непредсказуемым результатам. Свободное распространение информационных технологий не только ускоряет развитие цивилизации, но и порождает новые угрозы национальной, региональной и глобальной безопасности, новые вызовы международной стабильности.
С военной точки зрения, информационное общество США можно охарактеризовать как очень агрессивную, но трудно защищаемую структуру, склонную к стратегии превентивной тайной войны.В целом киберполитика США даёт основания говорить о возникновении в международной политике новых дестабилизирующих силовых факторов и принципиально нового механизма информационного воздействия на мир, который в настоящее время носит, пожалуй, односторонний характер. В самом деле, какие страны мира способны конкурировать с США в этой специальной и совсем не «коммерческой» сфере ИКТ?
Практически каждый импортный российский персональный компьютер, планшет, смартфон с их разноформатной информацией может контролироваться спецслужбами США.
Пока радует, что в России есть некие новые защитные прорывные технические проекты в сфере ИКТ – либо не «рыночные», либо «рыночные» лишь внутри структур ВПК и силового блока министерств и ведомств РФ. Например, проект высоких технологий секретной и защищенной связи в России. В 2014 году в России объявлено о создании системы секретной спутниковой связи по проекту Федеральной космической программы на 2016-2025 годы. Сообщается, что для организации конфиденциальной подвижной связи будет создан космический комплекс «Эллипс». Его заказчиками выступают Минобороны и Роскосмос. Предполагается, что к 2020 году пропускная способность системы достигнет 80 гигабит, а к 2025 году – 120 гигабит. Это, в свою очередь, позволит обслуживать одновременно до одного миллиона высокоскоростных абонентских терминалов. Жаль, речь не идет о массовом использовании новой системы отдельными гражданами. Предполагается, что «Эллипс» будет использоваться руководством России и военными для защищенной связи. Ожидается, что создание «Гонца» нового поколения обойдется российской казне в 43,6 миллиарда рублей (около 1,2 миллиарда долларов). Данный комплекс будет состоять из четырех спутников (массой не более 2,5 тонны), которые будут оснащены бортовыми ретрансляторами, а также оборудованием для управления воздушным движением. См.: http://hi-tech.mail.ru/news/secret-sputnik.html.
Можно прямо сказать, что 2014 год стал для России годом новой «холодной войны» со стороны США. Удивительно, что США стали на сторону Украины, власти которой с 1991 года довели эту страну до невиданной экономической преступности и разрухи, что вызвало понятный защитный импульс опасной нацистской идеологии. В Украине русский этнос первым попал к категорию «недочеловеков», а на очереди – венгры, евреи, цыгане и прочие нации.
В разделе книги, посвященном «политэкономии информационного общества» обозначен ряд инновационных направлений использования ИКТ, которые по существу могут противоречить традиционным целям социально-экономического развития общества. Здесь утверждается, что одной из ключевых целей инновационной информационной политики США может быть своевременное выявление и использование многочисленных оплошностей, допускаемых пользователями киберпространства – государственными структурами, бизнесом и рядовыми гражданами (в том числе зарубежными).
Речь идёт о том, что накопленный сверхмощный ИКТ-потенциал в состоянии обеспечить Америке весьма специфическое «конкурентное преимущество», а именно, чрезмерную транспарентность зарубежных правительств, иностранного бизнеса и персональной информации граждан. И такое преимущество фактически уже доступно не только спецслужбам, но и заинтересованному бизнесу.
Такие выводы важны для ученых и специалистов России, создающих новые НАНОизделия и промышленные технологии. Ведь, с одной стороны, они субъекты научно-технической разведки и промышленного шпионажа, а с другой – его объекты (и ничего не подозревающие жертвы КИБЕР-шпионажа). Все это в очень существенной мере меняет сложившуюся в конце XX века «атмосферу доверия» и международного сотрудничества, дестабилизирует обстановку, негативно влияет на международную безопасность, вызывает серьёзное беспокойство у международной общественности.
Конечно, социологам и психологам предстоит ещё долго разбираться в наступающем «новом будущем» - в «обществе нестандартной демократии», граждане которого практически полностью контролируется не столько государством, сколько «большими бизнес-братьями». Политологам и военным будет интересно изучать множество нестандартных конфликтных ситуаций, обусловленных воздействием механизма информационного сдерживания.
Не менее интересные темы книги достанутся экономистам – им предстоит выяснить, будут ли жизнеспособными:
- «макро-политэкономические принципы», присущие информационно асимметричной глобальной экономике;
- «нестандартная денежно-кредитная политика», привязанная к новой «анонимной» электронной валюте «биткойн» (триединому социальному, политическому и экономическому оружию, способному ослабить могущество любого «традиционного государства»);
- многие иные финансово-экономические инновации.
Технические проблемы информационной глобализации вполне понятны нашим инженерам, окончивших МИФИ, МВТУ, МИЭТ, РГГУ и другие вузы.
В сущности, книга Евгения Роговского «Кибер-Вашингтон: глобальные амбиции» – это хорошее учебное пособие для наших международников, работающих с самых разных сферах, включая госаппарат, крупные корпорации, наукоемкий ВПК, а также внешнюю разведку. Книга должна быть в библиотеках всех университетов России.
Юрий Бобылов, к.э.н., автор циклов статей по идеологии секретности в науке и экономике и реформированию внешней технической разведки России с более полным и квалифицированным участием сотрудников обычных НИИ и КБ, включая и подчиненные РАН/ФАНО. Комментарии: |